Критики о сериале «Орвилл»: серьезная. Фантастика. От Макфарлейна?!
10 cентября на американском канале Fox стартует сериал «Орвилл» (The Orville), написанный и поставленный создателем мультсериала «Гриффины» (The Family Guy) Сетом Макфарлейном.
Как я уже рассказывал в обзоре главных сериалов сентября, это пародия на «Стар Трек», в которой Макфарлейн играет главную роль командира звездолета «Орвилл». Я читал пилот этого сериала, на основе которого «Орвилл» — это плохой «Трек» с макфарлейновскими шутками. Макфарлейн берет самые избитые фантастические сюжеты и очень тупо их пересказывает своими словами, не пытаясь что-то добавить или творчески изменить.
Но, судя по отзывам критиков, в других эпизодах сериала Макфарлейн ударился в очень серьезную фантастику… с которой не справился (чтобы писать фантастику, надо долго тренироваться и развивать определенные навыки). Отзывы большей частью разгромные: 34 балла из 100 на Metacritic, 30% положительных рецензий на Rotten Tomatoes. «Орвилл» станет первым провальным сериалом этой осени.
The Hollywood Reporter оставил одну из самых положительных рецензий. Рецензент соглашается, что перед нами «далеко не Galaxy Quest», но его очень впечатлила одна из серий — по всей видимости, написанная не Макфарлейном:
Один из ранних эпизодов «Орвилла» — мультикультурный референдум о моральных и этических сложностях гендерной хирургии на новорожденном ребенке-пришельце. Это представлено как аллегория для любых обстоятельств, в которых мы пытаемся понять чужую культуру через свою культурную призму. В этой серии почти нет действия и очень мало шуток.
Но этот эпизод, который с таким же успехом мог бы быть выпуском оригинального Star Trek, тут обрамлен тупейшими, хамскими пародиями. Скажем, в пилотном выпуске весь конфликт построен на том, что бывшая жена главного героя изменила ему с инопланетянином, за что он над ней всю серию всячески издевается — пока в финале не решает великодушно простить.
В самом сериале шутки есть, но они — трудно сказать, намеренно или нет, — делают героя Макфарлейна очень, очень пассивно-агрессивным и нетерпимым к женщинами. Он насмехается над изменой Келли, ни разу не поднимаясь до уровня обмена колкостями. Я не думаю, что сериал мизогинистичен (Макфарлейну, словно медвежонку Теду, в который уже раз сходит с рук его жизнерадостное женонавистничество, — ред.), но его главный герой, безусловно, засранец.
The A.V. Club удивляется разноплановости сериала:
«Орвилл» — это не та картина, которую вы рисуете себе при словах «научно-фантастическая комедия от Сета Макфарлейна». Это вообще не фантастическая комедия, во всяком случае не полностью: как и вдохновивший его сериал, «Орвилл» ищет свой необычный голос, которым можно было бы рассказывать истории в любом стиле и тоне. Экипаж «Орвилла» — во главе с Макфарлейном в роли капитана-новичка Эда Мерсера, — проходит через обычные исследовательские и боевые истории, неожиданные повороты сюжета в стиле сериальной книжной фантастики в бумажных обложках и пьесы с четкой моралью, разыгрываемые среди звезд. Это смело задуманный сериал с достойными целями, первые эпизоды которого показывают, что для «Орвилла» строят большой и многогранный мир в духе сериала «Стар Трек: Следующее поколение».
Но другие издания не видят за юмором Макфарлейна ничего интересного. Collider судит сериал по грубым шуткам:
В первой же сцене Мерсер застает свою жену (Эдрианн Палики) за сексом с пришельцем, который мощно эякулирует. Позднее, один из ценнейших участников экипажа, Бортус (Питер Мэйкон), суровый пришелец в духе Ворфа, откладывает яйцо, а потом всю серию на нем сидит. Это юмор, ориентированный в лучшем случае на неполовозрелых троллей, высвечивающий всю ограниченность сценарной работы Макфарлейна. От «Орвилла» трудно даже изредка ухмыляться.
Самую разгромную рецензию оставило издание Variety, нашедшее фантастическую часть «Орвилла» слишком пресной и предсказуемой, а юмористическую — слишком вульгарной.
Макфарлейн заявлял, что создал «Орвилл» для того, чтобы вернуть на телевидение классическую фантастику. В чем-то он прав: в большинстве сериалов сейчас отсутствуют гуманистический оптимизм и структурная четкость, которые показывали сценаристы «Стар Трека» в лучших эпизодах. Но отдавать дань уважения «Треку» надо не такими избитыми сюжетами, крайне неуклюже мешающими студенческий юмор из мультфильмов Макфарлейна с невпечатляющими космическими приключениями. «Орвилл» пытается провести вулканское слияние умов между классическим «Стар Треком» и разогретыми вчерашними «Гриффинами», но слияния так и не происходит.
Первая серия «Орвилла» выйдет 10 сентября.