Контроль расходов в Excel: как привести свой бюджет в порядок
Одна из причин бедности — неумение распоряжаться личными финансами. Большинство людей осознают, что купить новый телефон, третью пару кроссовок или съездить в отпуск хотя бы раз в год им мешает именно расточительность и неумение экономить. Но при этом не хотят менять свой подход к деньгам.
Раз уж вы читаете этот текст, то уже сделали первый шаг к тому, чтобы привести свой бюджет в порядок. А я в свою очередь готов поделиться личным опытом: как самый простой контроль расходов помог мне сократить траты вдвое и начать откладывать даже с небольшой зарплаты.
Простая таблица в Excel
В попытках начать контролировать свои финансы я попробовал несколько приложений, но все они усложняют жизнь и отбивают всякое желание продолжать уже спустя неделю использования. Поэтому я остановился на простой таблице в Excel, которую заполняю каждый день.
Ниже скриншот моей таблицы. В самой нижней строке — сумма расходов за каждый отдельный день. В самом правом столбце — сумма расходов в каждой отдельной категории за месяц. Ячейка в правом нижнем углу показывает текущую сумму расходов за месяц. Создание таблицы занимает не более 5 минут.
Как определить статьи расходов
Категории, разумеется, у каждого будут свои. Мои основные расходы — это продукты, заведения и такси. Но я специально выделил алкоголь и сигареты в отдельные категории, чтобы контролировать свои расходы на вредные привычки. Именно такой способ помог мне, курильщику с 5-летним стажем, перейти на под-системы (тип вейпов) спустя 2 месяца наблюдения за своими расходами на сигареты.
В категориях с пустыми ячейками на скриншоте указаны я, жена и собака. Так мы видим, сколько тратим на себя любимых. А собака просто не вписывается ни в одну другую категорию.
В следующую категорию мы вносим расходы на аренду жилья, коммунальные услуги, интернет, мобильные услуги и общие подписки. Личные подписки у нас разделены. В медицину входят как покупки всех необходимых таблеток, так и сдача анализов, регулярные обследования и лечение.
Раньше были категории доставки (объединили с заведениями), одежда (в личные расходы на каждого), досуг (от ситуации — в другое, заведения или личные расходы).
Помогает сама суть контроля
Самое важное — записывать все свои расходы. Я предпочитаю заметки в телефоне в течение дня, а потом раз в день переносить все в таблицу. Но можно и сразу вносить расходы в таблицу.
Суть метода в элементарном контроле за своими расходами, которые меня по итогам первого месяца ужаснули. Около 30% можно было сэкономить, просто не покупая лишнего. Еще около 20% — сократив частоту тусовок (не исключив полностью!).
Категории помогают понять, куда вы потратили больше, чем планировали или могли себе позволить. Даты помогают вспомнить, почему вы столько потратили и за сколько “заходов”.