Команда инженеров из Росатома увлеклась «Битвой роботов» и сделала это своей работой

Всё это началось в вечера после работы, с болгарки и набора винтов. Сейчас в Weber Labs работают все участники команды «Большой брат» — участника международного чемпионата по битве роботов. У них есть мастерские, оборудование, контракты и чёткое видение развития. Как к этому пришли — рассказывает капитан команды Андрей Такташов.
Как обычно, всё началось с «гаража»
Всё началось, по сути, с хобби. Мы с друзьями — такими же, можно сказать, робоэнтузиастами, после работы собирались, чтобы строить боевых роботов. Я к тому времени был знаком с проектом «Битва роботов», когда-то давно я даже участвовал в нём и вот идея снова меня заразила, а я заразил ей остальных.

Подготовка к боям занимала недели и месяцы. Все затраты — от комплектующих до аренды помещений — покрывались из собственного кармана. Может показаться, что это были игрушки, но речь идет о полноценных машинах с редукторами, шестернями и прочей механикой, требующей точных расчетов и высокой точности. Затраты требовались соответствующие. Сборка роботов — это ещё и немного рисковое предприятие. Может случиться так, что заказанная деталь опаздывает или совсем не приезжает. Бывает доставляют не то или бракованное. И мы просто не успеваем договориться о замене — в моменте приходится тратиться повторно.
Когда так долго готовишься, ты, можно сказать, не оставляешь себе выбора. Все силы, время и деньги, потраченные на строительство первого робота, окупились нашим участием в первом сезоне «Битвы роботов». Мы не победили в чемпионате, но «пошумели» и это не осталось незамеченным.

Откуда пришла поддержка
На работе (в одном из институтов Росатома — ЦНИИТМАШ) часто стали спрашивать: «Как там ваши роботы?», «Когда следующий бой?» Получился своеобразный корпоративный хайп. Естественно, истории о нашем инженерном увлечении добрались и до руководителей. Они рассмотрели в этом не просто какое-то чудное хобби — за проектом стояла команда, наш энтузиазм и уже заметный медиарезонанс. Так получается, что такая наша инициатива органично укладывалась в идеологию всего Росатома: технологическое лидерство, работа с молодыми специалистами и популяризация инженерии. Поэтому нам повезло — как только мы обратились за поддержкой, нам сразу предложили помощь без всяких вопросов.

Следующий переломный момент наступил после нашего участия в WorldSkills. Сейчас там нет такой дисциплины как боевые роботы, но тогда была и представители Росатома обратили внимание на нашу команду и на то, что я с ЦНИИТМАШ — предприятия, относящегося к ним. Ну и решили, раз всё уже работает, можно вложить ресурсы в эту историю. Со мной связались уже из головного и предложили поддержку.
В итоге мы получили не только доступ к ресурсам предприятия, а ещё стали частью программы Росатома по развитию инженерных компетенций, заключили официальные договоры на спонсорство, и, самое главное — получили «карт-бланш» на производство. Поддержка стала системой.

Своё производство
На базе предприятия выделили отдельное помещение, где мы с ребятами могли изготавливать собственные детали: звезды, редукторы, корпусные элементы — всё то, что раньше приходилось искать или заказывать у сторонних поставщиков.
Это намного важнее, чем может показаться со стороны. Готовые компоненты часто не подходят под конкретные нагрузки и геометрию. А тут мы просто берём и делаем так, как нам нужно — с учетом массы, инерции, расчетов. Это уже не DIY, это R& D.
Ну и через некоторое время проект уже вышел за рамки корпоративного кружка. Кроме того, что мы собирали робота, мы стали производить детали для других подразделений корпорации. Вместе с партнёрами мы запустили новую компанию — Weber Labs. Это не только юридическое лицо для участия в соревнованиях, но и полноценный подрядчик Росатома и других технических компаний. Сейчас в Weber Labs работают все участники команды «Большой брат». У нас есть мастерские, оборудование, контракты и чёткое видение развития.
Иронично, что всё это началось в вечера после работы, с болгарки и набора винтов.
