Кинопрокатчики в нас не верят
В наш век связанности и полилога вещей, в котором умные ботинки шепчут вам в наушник умных очков «завяжи правый шнурок, полудурок», все отчетливей становятся видны сферы, где необходимый коннект отсутствует.
Фантастический триллер «Из Машины», посвященный Аве, искусственному интеллекту, пытающему пройти тест Тьюринга (доказать, что она мыслит и чувствует как человек), был для меня одним из самых ожидаемых фильмов этого года, несмотря на наличие в этом списке огромного количества интересных блокбастеров.
Оскар Айзек («Внутри Льюина Дэвиса», «Драйв», «Звездные Войны: Пробуждение силы») и Донал Глисон («Фрэнк», «Несломленный») в главных ролях были приятным дополнением к и без того интересному проекту. Несмотря на то, что прекрасный сценарист Алекс Гарланд («Пляж», «28 дней спустя», «Пекло» и, похоже, будущий «Halo») первый раз пробует себя в режиссуре, первый же трейлер показал, что Гарланд прекрасно умеет чувствовать сцену и задавать ее настроение.
Так вот, этот фильм мы не увидим. По крайней мере, в кино. Дата российского проката нигде не указана и вряд ли уже будет названа – в нашем прокате лента не выйдет. Как не вышли такие громкие фильмы как «Отрочество» и «Стрингер», оскаровские номинанты «Уильям Тернер», «Все еще Элис» и волшебный мультфильм от студии Ghibli «Сказание о принцессе Кагуя», как засевшие в топах года у многих критиков «Послушай, Филипп» «Мы лучшие!» «Пало-Альто» «Меченый» и документальный фильм «Дюна Ходоровского», на который я советую обратить особое внимание и даже поставить напоминание его посмотреть на ваших умных ботинках.
Проблема видна, и она не уникальна для России – эти фильмы не добрались до многих стран, она касается не только отсутствия проката, но и его масштаба – в моей провинции в трех часах от Москвы я не могу посмотреть в кино даже «Одержимость». Замечательный «Много шума из ничего» прокатывался в трех с половиной залов по всей Америке даже несмотря на то, что объединял в себе Уидона, только выпустившего Мстителей, Шекспира, агента Коулсона, Нэйтана Филлиона и «того укурка из „Хижины в лесу”».
Я говорю об очевидном дисконнекте между производителями и потребителями контента, который с одной стороны привычен, с другой стороны – выглядит абсолютной дикостью, если смотреть с точки зрения «человека из интернетов» («Disconnect» по иронии – один из хороших фильмов, не вышедших в наш прокат). Любой ютьюбер видит реакцию своей аудитории, знает, что ей нравится и пытается дать ей то, что ей интересно, не наступая при этом на горло собственным целям, вкусу и желаниям.
Ясно, что масштаб этой киномахины не дает ей с такой легкостью взаимодействовать со своей аудиторией, и все же здесь явно должны быть какие-то варианты диалога.
Безусловно, часть фильмов не попадают в прокат по независящим от прокатчиков причинам. Где-то не могут договориться, где-то недоглядели сами дистрибьюторы фильмов, но многое не выходит на экраны просто потому, что нам не доверяют.
Зачастую прокатчики, как мне кажется, просто не верят в наличие вкуса у своих зрителей, в их способность и желание смотреть на большом экране фестивальное кино. Возможно, они правы. Возможно, массовому зрителю это не интересно. Но возможно, что это отсутствие диалога привело нас к полному непониманию друг друга, как в неудачном браке, затянувшемся на годы. Ты знаешь, сколько сахара сыпать ей в чай и во сколько она ложится спать, но понятия не имеешь, о чем она мечтает. Прокатчики, похоже, понятия не имеют, о чем мы мечтаем. Если в кино ходит меньше народу, они недоумевают. Еще ложку сахара? Еще больше «Дэ»? Еще больших бессмысленных и беспощадных российских комедий?
Я не знаю, в каком месте сломан полилог между киноделами, дистрибьюторами, сетями кинотеатров и зрителями, но что-то явно нужно менять.
Новый сезон «Игры престолов» стартует одновременно во всех уголках планеты, что уменьшит проблемы спойлеров и пиратства, позволит обсуждать любимые произведения свободно с людьми во всех уголках планеты.
На фоне подобных новостей картина проката фильма, выходящего в разное время в каждой стране, да еще и далеко не в каждой стране, не в каждом городе этой страны, без возможности посмотреть фильм в оригинале – выглядит безнадежно устаревшей.
Проблема не только в том, что это неудобно, или что хороший фильм недополучает денег, а в том, что это может снизить посещаемость кинотеатров до критической отметки и кино изменится навсегда.
Естественно, Голливуд не исчезнет, но без кинотеатров, на одних цифровых релизах и их уязвимости для пиратства, прибыль от фильмов – любых фильмов – сильно упадет. Упадут бюджеты, как обычно в кризис сузится пространство для экспериментов и возможность пробовать новое. До этого еще далеко, но это не значит, что подобный исход невозможен и ничего не надо менять. Возможно, кинозалы мутируют в клубы, которые ведет своя «редакция», решающая голосованием в каком-нибудь «Вконтакте» какой фильм они будут смотреть, когда и сколько за это нужно заплатить.
Такое есть и сейчас, но этот подход может стать мейнстримом. Но для этого потребуется опять же определенные шаги навстречу, гибкость мышления со стороны правообладателей. Как в свое время – решимости музыкальной индустрии для создания iTunes. Тогда их сумел убедить Джобс, найдется ли теперь человек, способный сколотить стол переговоров для всех заинтересованных сторон?
Британцы увидели «Из машины» еще в январе, американский прокат начнется 10-го апреля. Текущий рейтинг ленты на томатах – 94% от критиков, 97% от зрителей. А мы с вами будем смотреть «Елки».