13 апреля 2015Игры
Обновлено 27.07.2015

Как слив «Игры престолов» изменит журналистику и индустрию


Как слив «Игры престолов» изменит журналистику и индустрию - фото 1

В так называемом «нулевом» эпизоде пятого сезона «Игры престолов» команда сериала показала, как проходят съемки. Тысячи людей, две съемочные группы, работающие одновременно, сложнейшая логистика и тесная работа с властями различных городов, миллионы потраченных долларов — и это все, чтобы снять очередной набор эпизодов самого популярного и обсуждаемого сериала последних лет. И пока создатели сериала придумывали, как масштабно отметить старт сезона, кто-то из журналистов (предположительно) выложил в сеть первые эпизоды. И обещает не останавливаться. Думаю, в ближайший год-два это событие изменит развлекательную индустрию.

Уже сейчас идет пересмотр отношений между прессой и создателями контента. Между ними возникло недоверие. Первые постоянно жалуются, что слишком поздно получают пресс-копии, а потому не могут к моменту поступления продукта в продажу предоставить своим читателям исчерпывающую информацию о нем. Вторые так боятся «сливов», что часто предпочитают выдавать пресс-материалы одновременно с выпуском продукта на рынок. И убивают тем самым основную функцию прессы — своевременный выпуск рецензий, из которых читатель может понять: стоит ли брать ту или иную игру (книгу, идти на фильм) или нет (и хотя я об этом говорить не буду в этой заметке, но отсюда и растут ноги у девальвированных оценок, всех эти «7 — плохая игра», «8 — хорошая», «9 — отличная», «10 — крутая»).

Как слив «Игры престолов» изменит журналистику и индустрию - фото 2

Понимая это, создатели продуктов сами «создают журналистику» вокруг себя. В игровой индустрии этим активно занимается, к примеру, Wargaming. Если зайти на сайт любой их игры, то получишь больше эксклюзивной информации, интересных интервью, всевозможных «дневников разработчиков», чем на любом профильном или фанатском сайте. То же самое происходит с западными телевизионными сетями. Обладая доступом ко всему многообразию собственного контента, к «телам» ведущих актеров, сценаристов, режиссеров, они способны создавать куда более интересный для аудитории продукт, чем собственно журналисты.

Куда в этом случае вынуждены двигаться издания? К темам, которые по тем или иным причинам не выгодны производителям. Чаще всего — к фану, который многие читатели называют «желтизной», не понимая значения этого термина. «Желтое издание» — это издание, которое выдумывает новости, то есть осознанно врет своему потребителю. «Фановое издание» — это издание, которое пытается создать уникальный контент, не имея часто прямого доступа к ключевым ньюсмейкерам. По такому пути в свое время пошел американский BuzzFeed и преуспел. Пока все относились к нему как к «желтому» изданию, он вырастил аудиторию, для которых самоирония журналистов, легкое и непринужденное отношение даже к самым серьезным инфоповодам — это норма.

Как слив «Игры престолов» изменит журналистику и индустрию - фото 3

Часто подобные издания, в том числе и в России, начинают считаться «колючими». Просто потому, что они берут темы, которые никогда не прошли бы сквозь жернова пиар-отдела. И в какой-то момент ты понимаешь, что на главной странице из 15 материалов — 9-10 имеют негативную коннотацию. Отсюда родилось понятие «негатив продается». Это правда. Но винить в этом исключительно журналистов — плохая практика, которая ведет индустрию развлечений в тупик. Если издатели не готовы делиться своими наработками с прессой, опасаясь, что их игру/фильм/книгу представят не так, как того хотел бы пиар-отдел, то не стоит удивляться, когда о вашей игре пишут преимущественно в негативном тоне. Просто потому, что чаще всего на поверхность выплывают именно негативные, а не созидательные новости.

Рано или поздно этот виток недоверия между производителями и журналистами превратится в полномасштабный кризис доверия. Но не между производителями и журналистами, а между журналистами, производителями и читателями. В российской игровой прессе это уже произошло: почитайте все эти глупые комментарии про «завезли чемоданы денег». Или «не завезли чемоданы денег, вот вы и ругаете все подряд». И этот кризис доверия ударит по всем — и по производителям, и по журналистами, и по аудитории. Потому что когда читатель окончательно утратит доверие к прессе, при этом не доверяя производителю, он отправится в комментарии на Metacritic или Steam. И там, чаще всего, увидит куда менее взвешенное мнение, чем мог бы составить о продукте любой, даже самый едкий журналист.

Как слив «Игры престолов» изменит журналистику и индустрию - фото 4

И отправной точкой этого процесса вполне могут стать «сливы» наподобие «Игры престолов». Когда журналист «предает» продукт, который ему доверил производитель. Подобная выходка может ударить по всем.

Комментарии 40
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Капитан Parkan
Капитан Parkan
Кто слил то?
Devenport
Devenport
Ублюдки слили, вот и все. В херовом качестве. Ладно бы ещё в HD, слили бы ещё в 140р, чтобы самые чокнутые посмотрели, а потом во всех группах и на всех сайтах трещали что будет практически в середине сезона. В сериале такого уровня как Игры Престолов не ожидал таких вещей встретить.