Как слив «Игры престолов» изменит журналистику и индустрию
В так называемом «нулевом» эпизоде пятого сезона «Игры престолов» команда сериала показала, как проходят съемки. Тысячи людей, две съемочные группы, работающие одновременно, сложнейшая логистика и тесная работа с властями различных городов, миллионы потраченных долларов — и это все, чтобы снять очередной набор эпизодов самого популярного и обсуждаемого сериала последних лет. И пока создатели сериала придумывали, как масштабно отметить старт сезона, кто-то из журналистов (предположительно) выложил в сеть первые эпизоды. И обещает не останавливаться. Думаю, в ближайший год-два это событие изменит развлекательную индустрию.
Уже сейчас идет пересмотр отношений между прессой и создателями контента. Между ними возникло недоверие. Первые постоянно жалуются, что слишком поздно получают пресс-копии, а потому не могут к моменту поступления продукта в продажу предоставить своим читателям исчерпывающую информацию о нем. Вторые так боятся «сливов», что часто предпочитают выдавать пресс-материалы одновременно с выпуском продукта на рынок. И убивают тем самым основную функцию прессы — своевременный выпуск рецензий, из которых читатель может понять: стоит ли брать ту или иную игру (книгу, идти на фильм) или нет (и хотя я об этом говорить не буду в этой заметке, но отсюда и растут ноги у девальвированных оценок, всех эти «7 — плохая игра», «8 — хорошая», «9 — отличная», «10 — крутая»).
Понимая это, создатели продуктов сами «создают журналистику» вокруг себя. В игровой индустрии этим активно занимается, к примеру, Wargaming. Если зайти на сайт любой их игры, то получишь больше эксклюзивной информации, интересных интервью, всевозможных «дневников разработчиков», чем на любом профильном или фанатском сайте. То же самое происходит с западными телевизионными сетями. Обладая доступом ко всему многообразию собственного контента, к «телам» ведущих актеров, сценаристов, режиссеров, они способны создавать куда более интересный для аудитории продукт, чем собственно журналисты.
Куда в этом случае вынуждены двигаться издания? К темам, которые по тем или иным причинам не выгодны производителям. Чаще всего — к фану, который многие читатели называют «желтизной», не понимая значения этого термина. «Желтое издание» — это издание, которое выдумывает новости, то есть осознанно врет своему потребителю. «Фановое издание» — это издание, которое пытается создать уникальный контент, не имея часто прямого доступа к ключевым ньюсмейкерам. По такому пути в свое время пошел американский BuzzFeed и преуспел. Пока все относились к нему как к «желтому» изданию, он вырастил аудиторию, для которых самоирония журналистов, легкое и непринужденное отношение даже к самым серьезным инфоповодам — это норма.
Часто подобные издания, в том числе и в России, начинают считаться «колючими». Просто потому, что они берут темы, которые никогда не прошли бы сквозь жернова пиар-отдела. И в какой-то момент ты понимаешь, что на главной странице из 15 материалов — 9-10 имеют негативную коннотацию. Отсюда родилось понятие «негатив продается». Это правда. Но винить в этом исключительно журналистов — плохая практика, которая ведет индустрию развлечений в тупик. Если издатели не готовы делиться своими наработками с прессой, опасаясь, что их игру/фильм/книгу представят не так, как того хотел бы пиар-отдел, то не стоит удивляться, когда о вашей игре пишут преимущественно в негативном тоне. Просто потому, что чаще всего на поверхность выплывают именно негативные, а не созидательные новости.
Рано или поздно этот виток недоверия между производителями и журналистами превратится в полномасштабный кризис доверия. Но не между производителями и журналистами, а между журналистами, производителями и читателями. В российской игровой прессе это уже произошло: почитайте все эти глупые комментарии про «завезли чемоданы денег». Или «не завезли чемоданы денег, вот вы и ругаете все подряд». И этот кризис доверия ударит по всем — и по производителям, и по журналистами, и по аудитории. Потому что когда читатель окончательно утратит доверие к прессе, при этом не доверяя производителю, он отправится в комментарии на Metacritic или Steam. И там, чаще всего, увидит куда менее взвешенное мнение, чем мог бы составить о продукте любой, даже самый едкий журналист.
И отправной точкой этого процесса вполне могут стать «сливы» наподобие «Игры престолов». Когда журналист «предает» продукт, который ему доверил производитель. Подобная выходка может ударить по всем.