Как реорганизация Kickstarter повлияет на игры
На этой неделе компания Kickstarter объявила о том, что станет Kickstarter PBC — public-benefit corporation, или корпорацией общественного блага. В США так называются коммерческие организации, которые юридически обязались благотворно влиять на общество и окружающую среду и раз в год подавать отчет о работе в этом направлении.
Компания опубликовала свой новый устав, согласно которому Kickstarter будет выступать за более творческий и честный мир, развивать искусства и сражаться с неравенством — раз в год отчислять 5% прибылей различным организациям, борющимся за права меньшинств в искусстве, бизнесе и сфере технологий, а также предоставляющим образование детям из бедных семей. Первый отчет о своей благотворительной деятельности Kickstarter опубликует в феврале 2017 года.
Сайт Polygon пообщался с генеральным директором Kickstarter Янси Стриклером: в ходе интервью Стриклера попросили объяснить, как реорганизация компании повлияет на игровую часть Kickstarter.
В 2012 году на Kickstarter было успешно профинансировано порядка 900 игровых проектов, в 2013-м — порядка 1400, а в 2014-м — свыше 1900 игр. При этом общая сумма вложенных в игры денег с годами снизилась: если в 2013 году бэкеры вложили в игры $105,6 млн, то в 2014-м — только $76,1 млн.
Но из 20 самых успешных Kickstarter-проектов 7 являются игровыми: пять видеоигр, две настолки и одна консоль (злополучная Ouya). Только в этом году Bloodstained: Ritual of the Night Коджи Игараши собрала $5,5 млн, а Shenmue 3 Ю Сузуки — $6,3 млн. Самым успешным Kickstarter-проектом является кампания часов Pebble, собравшая $20 млн.
Подобные проекты уже называют ИИИ или «тройным инди» — по аналогии с ААА-играми, блокбастерами с самыми большими бюджетами у традиционных издателей. Стриклер предпочитает называть все это «корпоративным краудфандингом». Он говорит, что очень большие и очень известные корпорации хотели запустить свои проекты на Kickstarter, но руководство платформы отклонило все предложения подобного рода:
В некоторых случаях большая корпорация хотела запустить проект для сотрудника, который что-то изобрел или придумал во время работы на компанию. Мы ответили, что согласимся на запуск проекта лишь в том случае, если права на интеллектуальную собственность будут принадлежать сотруднику, а не компании. Но, конечно, ни одна корпорация на такое не пошла.
Новый устав Kickstarter не исключает появления новых проектов с большими бюджетами. Стриклер подчеркивает, что у Kickstarter нет никаких прав даже на самые успешные проекты вроде Star Citizen или Shenmue 3, что его платформа не пытается как-то повлиять на творчество инди-разработчиков — и что у авторов успешных кампаний есть чему поучиться, в том числе и cамим основателям Kickstarter в их дальнейших начинаниях.
Мы писали об альтернативной Kickstarter платформе Fig, где деньги вкладывают не только простые бэкеры, но и инвесторы, претендующие на долю прибылей от продажи игры. Сразу после запуска Fig руководство Kickstarter сообщило, что на их сайте возможности инвестиций не будет. В интервью Polygon Стриклер уточнил, почему именно: ожидание финансовой «отдачи» приводит к появлению на платформе другого рода проектов и другого вида бэкеров.
Если вкладывающиеся в культуру люди ждут от нее прибылей, это приводит к появлению того самого мира, в котором мы все застряли до появления Kickstarter. Каждую новую идею нужно оправдывать с точки зрения окупаемости.
Это жестко ограничивает количество свежих оригинальных проектов, имеющих шанс собрать деньги: в производство запускаются сиквелы, ребуты и ремейки, потому что на каждый проект смотрят с точки зрения ожидаемых прибылей, а не с позиций его потенциального вклада в культуру и искусство.
Новый статус Kickstarter как корпорации общественного блага должен подчеркнуть, что компания заинтересована в большем, нежели просто отдача от вложенных в проекты денег. Это платформа, на которой аудитория может вложить деньги в фильм, альбом или игру потому, что им хочется посмотреть, послушать или поиграть в данное произведение именно от этого автора без всякого коммерческого подтекста.
Стриклер считает, что количество игр на Kickstarter должно увеличиться — за счет множества мелких кампаний с меньшими бюджетными рубежами. Он говорит, что основатели платформы внимательно читают комментарии и следят за проблемами той или иной игры: «Главная цифра для меня — количество успешно собравших деньги проектов. Мне кажется, что игровое сообщество Kickstarter очень, очень хорошо понимает возможности нашей платформы — это самое сильное из наших сообществ, и мы к его голосу прислушиваемся внимательнее всего».