Как Microsoft тайно обучает вас при помощи «Сапера» и «Косынки»
«Косынка», «Сапер», «Червы» и «Свободная ячейка» — это простейшие игры для Windows, которые стоили офисным работникам 90-х и 2000-х несметное количество человеко-часов. В любой из них так велико искушение попробовать… еще… всего… один… раз! Потратить меньше времени, заработать больше очков…
Но эти игры — во всяком случае, их версии для Windows — не задумывались как развлечения. Самая старая игры из четверки — Microsoft Solitaire, у нас известная как «Пасьянс “Косынка”» или просто «Пасьянс» — появилась в Windows 3.0 в 1990 году. Сами пасьянсы существуют с конца 16 века. Цифровая версия вроде бы доказывала, что для простейших карточных игр больше не нужна физически осязаемая колода. Но истинная цель включения «Косынки» в Windows была совсем иной: пользователей новой ОС учили грамотно обращаться с мышью.
Поколение PC-пользователей 80-х привыкло ко вводу текстовых команд в командной строке. Подразумевалось, что раскладывание виртуального паньяса научит их таскать объекты туда-сюда при помощи мышиного курсора. Процесс обучения при этом будет скрытый, и никто из пользователей не поймет, почему им вдруг удобнее пользоваться мышью, нежели клавиатурой. То, что 25 лет спустя мы продолжаем таскать текст и иконки туда-сюда при помощи курсора, доказывает, что эксперимент удался.
У «Сапера» в техно-культуре тоже есть скрытая функция. Первые варианты математической головоломки повились на американских мэйнфрэймах 60-х и 70-х, где популярным стал вариант под названием Cube, разработанный техасским программистом Джеримаком Рэтлиффом.
Через десятки лет — в 1992 году — в Windows 3.1 появилась Microsoft-версия под названием Minesweeper. Сделано это было для того, что пользователи новой Windows как можно скорее привыкли к идее правого и левого клика — а также для дальнейшего увеличения точности и скорости манипуляций мышью.
Если вам все еще кажется, что это совпадение: в 1992 году появилась еще одна карточная игра от Microsoft, Hearts или «Червы». Она была встроена в Windows for Workgroups 3.1 — первую версию Windows со встроенной поддержкой сетей — и использовала новый механизм NetDDE для общения с другими клиентами игры по локальной сети.
Перед нами опять-таки не просто карточная игра: это способ заинтересовать (и впечатлить) пользователей сетевыми возможностями новой ОС.
Ну и наконец — FreeCell, «Свободная ячейка». Игра была выпущена для Windows 3.1 в составе пакета Microsoft Entertainment Pack Volume 2. Также «Свободная ячейка» поставлялась вместе с апдейтом Win32s, который позволял запускать некоторые 32-разрядные приложения на 16-разрядной Windows 3.1.
«Свободная ячейка» использовалась для проверки правильной работы Win32s — если что-то в подсистеме перевода 32-битного кода в 16-битный было установлено не так, приложение не запускалось. Так что под видом игры тут скрывалась программа для отладки системы.
Конечно, ничего из этого не объясняет, почему игры остались популярными после того, как их тайная миссия была выполнена. Тут все просто: в них было слишком интересно играть. Каждый раз, когда Microsoft порывалась убрать игры из Windows, это вызывало негодование среди тестеров очередной операционной системы.
Наконец, в 2012 году, Microsoft выпустила Windows 8 вообще без игр — можно было скачать Solitaire Collection и Minesweeper из магазина Windows Store, но за игру без рекламы нужно было доплачивать. В этом году в Windows 10 нам вернули пасьянсы из Solitaire Collection. Minesweeper и Hearts можно скачать в Windows Store.
Может быть, в этом тоже есть тайный смысл: лучшего способа приучить пользователей заходить в Windows Store за приложениями не придумаешь! 25 лет спустя после первого «Пасьянса» Microsoft продолжает скрыто обучать пользователей посредством игр.