Как Life is Strange: Episode 3 перехитрила жанр интерактивных сериалов
С большинством эпизодических игр есть одна проблема — про них толком нечего писать. Конечно, можно поставить предупреждение о спойлерах в самом начале и далее критиковать подачу персонажей, их мотивацию, общий сценарий — словом, оценивать игру как обычный телевизионный сериал. Она не наталкивает на интересные мысли, не дарит «личный» опыт — и это печально. К счастью, с Life is Strange, а в особенности с третьим эпизодом, все сложилось иначе.
У Life is Strange есть одно большое преимущество над остальными «интерактивными сериалами» — перемотка времени. Dontnod Entertainment нашла гениальный способ обыграть влияние решений игрока на сюжет, сделав этот «геймплей» частью повседневной жизни главной героини. Но одной удачной идеи для пяти серий недостаточно — поэтому разработчики пошли дальше, добавляя новые свойства суперспособностям Максин, неожиданные и беспощадные.
Chaos Theory — это уже не ведро с водичкой, а настоящая бейсбольная бита
Первая попытка «облить игрока ведром ледяной воды» была в финале второго эпизода, когда Макс внезапно потеряла свою суперсилу и была вынуждена спасать подругу как простая смертная (ну, с небольшой форой в начале). Меня этот ход удивил, но врасплох не застал — как выяснилось, из меня вышел отличный друг (подруга?), так что все закончилось хэппи-эндом. Моей гордости не было предела — смотрите, какой я молодец, запомнил все важные детали во время прохождения и перехитрил сценаристов! В рамках одного эпизода, конечно, все так и было, но я уже начал праздновать «победу» над всем сезоном — как выяснилось, очень зря.
Life is Strange: Episode 3 - Chaos Theory — это уже не ведро с водичкой, а настоящая бейсбольная бита, которая настигает тебя из темного угла, не давая шанса увернуться. О надвигающейся «опасности» не подозреваешь: вот ты решаешь несложные пространственно-временные головоломки, даже развлекаешься (есть возможность, например, ради прикола облить психа с ружьем его же пивом), отлично себя чувствуешь и… Понимаешь, насколько был глуп. Сила Макс растет быстрее, чем она (или игрок) успевает ее освоить. И какой же ерундой кажется недавно обнаруженный лимит использования «перемотки», когда ты осознаешь, что (дальше спойлер) только что переписал несколько последних лет жизни, поменяв больше, чем можно уместить в голове.
Я уже достаточно убежден в талантливости сценаристов игры
И это, пожалуй, единственный возможный ход, который оправдывает относительную линейность сериала. Вместо того чтобы, скажем, быстро убить всех «лишних» персонажей, которых игрок умудрился спасти (привет, The Walking Dead: Season Two Finale No Going Back), сценаристы прибегают к вполне себе «законному» сюжетному ходу, перечеркивая все ранее принятые решения одним куда более важным выбором (которого на самом деле нет — Макс не могла не воспользоваться шансов сделать жизнь «лучше»).
Этот сюжетный поворот шокирует — казалось, секунду назад все было под контролем (я подолгу думал, как поступать, пытаясь увидеть уловки сценаристов и быть на шаг впереди), но вмиг все разбилось вдребезги. Dontnod вполне могла сделать это в самом начале сериала (девочка на радостях «обожглась» собственными способностями и пять серий все будет исправлять) или сберечь для следующего сезона, но это случилось именно в середине истории — благодаря этому чувство дезориентации во времени и паника ощущается взаправду. Будто заново посмотрел «Эффект бабочки». Нет, даже не так — будто стал главным героем этого фильма, но не помнишь, что нужно делать дальше.
Я не знаю, скажутся ли ранее принятые решения на второй половине сезона, или же Максин ринется искать «врата Штайнера» (третью глобальную временную линию, в которой все счастливы). В чем я точно уверен, так это в том, что я привык к персонажам игры, видел, какими они могут быть и уже одно лишь это знание повлияет на то, как я буду действовать в оставшихся двух эпизодах. И я уже достаточно убежден в талантливости сценаристов игры, чтобы понимать — они еще поиграют над этим моим состоянием. Или перевернут все с ног на голову еще раз — что тоже было бы отличным вариантом.