Исследование: показатели активности мозга во время обычных игр и во время соревнований отличаются
Магистрант Московской государственной академии физической культуры Мариенкова Дарья решила проверить, как изменяются показатели уровня постоянных потенциалов (УПП) во время обычной игры и во время соревнований у игрока в Dota 2 с помощью шестиканального нейроэнергокартографа.
Зафиксировано, что показатели активности мозга во время обычной игры и во время соревнований отличаются скоростью активизации метаболических процессов мозга и зонами активности: показатели УПП на 10 минуте приближены к эталонному значению в зоне правого полушария мозга, что говорит об активной нагрузке и включении модально-специфических факторов и фактора целостного и аналитического восприятия.
На фото: 1 — показатели во время обычной игры; 2 — во время соревнований.
Комментарий преподавателя Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Елены Скаржинской:
Хайп о фантастических деньгах в киберспорте привлекателен сейчас для многих, в том числе и для ученых смежных наук и в последний год мы видим на общественных слушаниях «экспертов» имеющих различные научные степени, но не имеющих публикаций (и реальных исследований) непосредственно о киберспорте. У некоторых из них есть научные работы по компьютерным играм, но, как показывает история становления спортивной науки, прямой перенос сторонних знаний в спорт не состоятелен. Проблема в том, что в стране не выстроен регулярный тренировочный процесс киберспортсменов и невозможно собрать достаточно количественных показателей для моделирования ожидаемых свойств и качеств разных этапов спортивной подготовки. А без этого невозможно серьезно говорить о спортивном резерве в киберспорте.
Куратор киберспорта кафедры Теории и методики индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Михаил Новоселов:
В РГУФКСМиТ при реализации образовательной программы «Теория и методика компьютерного спорта» ведутся научные исследования. Мы стремимся максимально помочь научно раскрыть те темы, которые интересуют наших студентов, магистрантов и аспирантов. Только в этом учебном году у нас десять разных по тематикам научных исследований в законченном виде предстали на обсуждение государственных экзаменационных комиссий. Загруженность не позволяет популяризировать получаемые данные, которые действительно расширяют понимание многих процессов в киберспорте. Например, Артемом Сложеникиным была защищена магистерская диссертация «Подготовка спортсменов в компьютерном спорте с использованием программно-тренажерного комплекса в дисциплине боевая арена (Dota 2)». В рамках выполнения этой работы под моим научным руководством разработана программа-тренажер для совершенствования счетных способностей с использованием игровых ситуаций в игре Dota 2 и экспериментально обоснована ее эффективность с использованием психо-физиологических тестов и электрической активности коры головного мозга с помощью метода электроэнцефалографии.
Проблема комплексных научных исследований компьютерного спорта и признания отдельных игр дисциплинами в том, что практически десять лет научные разработки являются инициативой группы спортивных ученых, которые в этот процесс инвестируют свои знания, время и деньги на проведение дорогостоящих замеров. Заказчика на научно-исследовательские работы от организаций, развивающих киберспорт и часто зарабатывающих на компьютерном спорте, нет. А вот запросы на помощь в открытии образовательных программ, методики спортивной подготовки, дидактических материалов для школ по киберспорту и прочее ежедневно приходят со всех регионов страны.