Hatred. Тараканище
История польской игры Hatred, в которой маньяк убивает людей и полицейских, в очередной раз доказала: нет ничего страшнее демонов, придуманных нами же. Помните? Сотрудники Valve удалили игру, а затем вернули ее в Steam по личному приказу Гейба Ньюэлла. Американское издание Polygon с усердием гончей пыталось загнать разработчиков в угол, намекая на связь с неонацистскими движениями.
Я предлагал Steam сделать отдельную версию, в которой можно размещать игры на любую тему: хоть про аборты, хоть про Брейвика, хоть про 9/11. Короче, тоже поддался всеобщей панике. Казалось, что Hatred вот-вот заметят чиновники, причем не только наши, и начнется новый этап гонений на игровую индустрию.
Но, естественно, ничего подобного не произошло. Hatred вышла, собрала кучу негативных отзывов и, кажется, скоро будет забыта окончательно. Помните «Тараканище» Чуковского?
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!
Hatred оказалась этим же «тараканом». Грозным с виду, но совершенно безобидным внутри.
Серьезно, я когда запускал ее, то ждал, что вот сейчас мне покажут настоящие ужасы этого мира. Маньяка, который не останавливается ни перед чем: убийства беременных женщин выстрелом в живот; изнасилованные старушки, добитые прикладом; распятые дети на центральной площади — в общем, все то, что могло сделать из Hatred по-настоящему протестную игру, пытающуюся выйти за установленные индустрией и обществом рамки. Нам же показали, кажется, мифологизированное житие Брейвика.
Получилось бесцельное блуждание по нескольким локациям с повторяющимися заданиями в духе «убей 200 человек». Если честно, то больше эмоций я испытывал при убийствах в той же Grand Theft Auto 5, а когда добивал некоторых боссов в God of War 3, то и вовсе мог прослезиться от жалости к бедолагам. Ну чего ты, Кратос, что они тебе такого сделали, а? В Hatred люди чувствуются как обычное пушечное мясо. Это не герои, а функции. А какие к функции можно испытывать чувства?
Я все ждал, что Hatred покажет хоть что-то такое, от чего кровь застынет в жилах. Я все ждал какого-то посыла, что вот-вот разработчики объяснят, зачем мне вообще заниматься этим скучным отстрелом людей. Понятно, что ничего из вышеперечисленного я не дождался. Тогда возникает логичный вопрос: что такого есть в Hatred, чего нет в других играх? Почему ее стоит купить?
Единственное, что приходит на ум — ради по-настоящему стильной картинки. Мне нравится, как она выглядит. Какую работу разработчики проделали со светом, с огнем и разрушаемостью. Добавить к этому адекватный сценарий и какой-то игровой смысл, когда ты понимаешь, ради чего герой совершает те или иные действия, и могла получиться вполне себе сносная инди-игра. Не хит, но на лето — самое то. Увы, не в этот раз. Не ведитесь на хайп, эта игра не стоит ваших денег.