30 главных игр 2018. Below — потерянная игра, которую вы не забудете
Разработчики из Cabybara Games — авторы великой Superbrothers: Sword & Sworcery EP — известные перфекционисты-затворники. Когда-то делали одни мобилки, но теперь творят настоящее искусство, разрабатывая новые игры годами, доводя их до совершенства.
Над Below они трудились пять лет, почти ничего об игре не рассказывали и выпустили совершенно внезапно — без рекламы. Многие ли в 2018-м вообще о ней помнили? А ведь когда-то ее представляли со сцены Microsoft как флагман инди-линейки Xbox. Еще и время неудачное — во второй половине декабря многим уже не до игр. Поэтому о Below говорят мало. Но в нее нужно сыграть всем — не обязательно полюбить, но хотя бы увидеть своими глазами и прочувствовать.
Below — это очень минималистичный процедурный рогалик. Одинокий воин на маленьком корабле прибывает на загадочный скалистый остров и спускается в самые его недра, чтобы столкнуться со страшной космической тайной. Камера поднята высоко-высоко, так, что герой превращается в маленькую точку на экране. Это усложняет игру, но так же дает понять, какая ты пылинка по сравнению с этими гигантскими скалами и бесконечными подземными залами. Иногда приходится практически прильнуть к экрану, в этот момент понимаешь, что разработчики тебя подловили — они заставляют ВГЛЯДЫВАТЬСЯ в темноту не персонажа, а именно тебя.
Below, как и недавняя GRIS, скорее, аудиовизуальный опыт, нежели просто игра. Но механика roguelike действительно подходит для меланхоличного путешествия через холодные темные (буквально — очень темные) пещеры к древним тайнам.
Главное оружие, настоящее спасения героя — особый фонарь, который он находит вскоре после прибытия на остров. С ним же связана важнейшая деталь Below. Если герой погибнет, он уже не возродится. Спустя много лет на остров прибудет новый искатель тайн и ему придется добраться до костей предыдущего путешественника, чтобы забрать жизненно важный фонарь. Без него пройти игру не получится — он не только разгоняет мрак (а локации еще и туманом войны покрыты), но так же открывает скрытые проходы и помогает решать некоторые головоломки.
Перманентная смерь — сильный художественный прием, но так же самая спорная часть Below. Потому что умереть здесь очень легко, а перепроходить заново несколько изменившееся коридоры — развлечение на пару раз, но никак не на пару десятков. Слишком мало меняется в игре с каждым заходом. Она лишь тасует интерьеры, не меняя сути, она не заставляет играть по-новому и адаптироваться в отличие от The Binding of Isaac, например.
И про десятки я не преувеличиваю. Враги становятся сильнее, ловушки хитрее и опаснее, в холодных пещерах герой быстро замерзает, а еще он постоянно хочет есть и пить — при этом процедурный кубик может упасть так, что еда и вода просто не будут вам попадаться. Все эти сурвайвл-элементы (как и крафт с готовкой) кажутся мне лишними. Они идут вразрез с общим минимализмом игры во всем — в боевке, в картинке, звуке, в визуальной подаче истории без единого слова и надписи.
Когда ты перестаешь вдумчиво исследовать залы и просто несешься мимо врагов в поисках картошки, потому что персонаж умирает от голода — атмосфера надламывается.
Но большую часть времени Below все же верна себе. Заставляет тебя медленно брести сквозь тьму, вслушиваясь в великолепный тревожный эмбиент от Джима Гатри, шорохи, собственные шаги, тонкий свист ветра и размеренные звуки капающей воды. А тени сгущаются, тянутся к герою — понимаешь, что эти места древнее и страшнее, чем ты можешь себе вообразить. Может ли эта история закончится хорошо? Ради ответа ее стоит завершить — концовка оставит вас в глубоких размышлениях.
В лучшие моменты все элементы Below сливаются в одно целое — как оно и было задумано разработчиками. После завершения игры внутри остается какое-то жуткое, тревожное чувство, заставляющие забыть о всех недостатках Below. Она не пытается высказаться, она просто создает собственный мир и жестоко забрасывает в него игрока. Это очень темная игра, которую сложно полюбить, но еще сложнее забыть.
Когда тентакли по кд агрессировать начали стало невыносимо играть
очень интересная игра, но отпугивает сложность сурвайвал элементов, которые я не люблю