25 апреля 2017
Обновлено 25.04.2017

«Герой всегда прав». Критики в восторге от «Затерянного города Z»


«Герой всегда прав». Критики в восторге от «Затерянного города Z» - фото 1

На этой неделе в российский прокат выходит фильм The Lost City of Z, известный у нас как «Затерянный город Z». Чарли Ханнэм из «Тихоокеанского рубежа» играет одну из самых интересных и загадочных фигур в истории человечества — британского исследователя Перси Фосетта, бесследно исчезнувшего в джунглях Амазонки.

Том Холланд из нового «Человека-паука» играет сына Перси, Джека Фосетта, присоединившегося к нему во время фатальной экспедиции, Роберт Паттинсон — верного помощника Генриха Костина, а Сиенна Миллер — жену, Нину Фосетт.

Фильм написал и поставил Джеймс Грэй, американский режиссер, известный по исторической мелодраме The Immigrant (в нашем прокате фильм шел под нелепым названием «Роковая страсть»; здесь и далее я использую нормальное человеческое «Иммигрант») с Марион Котийяр, Джереми Реннером и Хоакином Фениксом.

Критики очень высоко оценили картину: 88% на Rotten Tomatoes, 84 балла на Metacritic. Несмотря на приключенческую часть истории, перед нами скорее медитация в духе «Агирре, гнев божий», нежели остросюжетный фильм про похождения реально существовавшего аналога Индианы Джонса или Нэйтэна Дрэйка.

Поэтому отзывы весьма витиеватые. Типичную хвалебную рецензию разместил сайт Consequence of Sound:

«Затерянный город Z» существует между двумя мирами — это бесконечно увлекательное слияние классики и модерна. Это отсылает к дуализму Перси, который все меньше и меньше знает о мире, в котором провел всю свою жизнь, все глубже погружаясь в мир чужой. Позади у него осталась семья, и Грэй показывает поступки человека, не представляющего жизнь без риска. Дело происходит на самой заре глобализации, и «Затерянный город» показывает ужас мира, остающегося загадочным даже после того, как все карты нарисованы и каждый уголок Земли посещен. [] Самый удивительный кадр фильма, который Грэй показывает в самом конце, предполагает, что единственный ответ — это уйти в туман неведомого, понимая, что ты из него можешь уже не вернуться. Таков порядок вещей в природе.

«Герой всегда прав». Критики в восторге от «Затерянного города Z» - фото 2

The Hollywood Reporter объясняет, как Фоссет превратился из простого картографа в настоящего Индиану Джонса, уверенного в том, что где-то в джунглях похоронен великий город. В конце первой экспедиции он находит глиняные осколки, которые никак нельзя объяснить, и решает, что может изменить все представления об истории Северной и Южной Америки.

Но в отличие от Индианы или героев Киплинга (которыми восхищается сам Фоссет), у этого путешественника есть реальная жизнь. Разлука с умной и стойкой женой и молодым сыном Джеком причиняет ему настоящую боль, особенно когда сын спрашивает: «Вы мой отец?» У него будет еще два ребенка. Но, прославившись как самый смелый английский исследователь, Фоссет решает вернуться на Амазонку.

Рецензент New York Magazine оставил самый хлесткий и афористичный отзыв:

Нам надо ценить жанр фильмов про одержимых первооткрывателей, пока он еще существует. Ведь еще слишком рано рассказывать о настоящих космических исследователях и уже слишком поздно — об открытиях, сделанных белыми людьми. Создателям «Конг. Остров черепа» пришлось перенести действие в 1970-е годы, потому что появление спутников поставило крест на необследованных участках земного шара. Аборигены практически уничтожены, от джунглей и полюсов мало что осталось. Скоро нас ждет ностальгия по временам, когда нас могли съесть тигры или каннибалы.

«Герой всегда прав». Критики в восторге от «Затерянного города Z» - фото 3

The Guardian тоже советует присмотреться к последнему кадру:

С «Иммигрантом» Джеймс Грэй развился в режиссера, про творчество которого остается только говорить: «Таких фильмов больше не делают». Даже с небольшим бюджетом (нет панорам с сотнями статистов), масштаб его интимной картины больше, чем у многих блокбастеров. Последний кадр, в котором Грэй превзошел даже бьющую в сердце концовку «Иммигранта», — это глубокое заявление о красоте, чудесах и потерях; тот самый фрагмент идеального кино, ради которого мы регулярно ходим в кинотеатры, но которые так редко находим.

Сайт We Got This Covered «Затерянный город Z» разочаровал. По мнению рецензента, красота картины не компенсирует отсутствие глубины — герой тут слишком уверен в себе, приключения слишком интересные, чтобы можно было сомневаться в их положительном значении для человечества.

«Затерянный город Z» похож на смесь фильма «Копи царя Соломона» и «Сердца тьмы» с Ханнэмом в роли менее расистского Аллана Квотермейна. Отсутствие критического подхода к его приключениям можно было бы стерпеть, если бы весь фильм не был настолько пропитан романтизацией Фоссета и преклонением перед образом исследователя неизведанных территорий.

По мнению рецензента, любой фильм об исследователях прошлого должен разбираться с вопросами колониализма, но «Затерянный город Z» эти проблемы мало волнуют:

Фильм затрагивает проблемы колонизации, социальной иерархии, ролей мужчин и женщин в обществе того времени и даже войну, но делает это без всякой иронии, всегда принимая сторону безупречного и отважного героя. «Затерянный город Z» рассказывает историю, в которой герой всегда прав, и его приключения полностью оправданы.

Rolling Stone еще немного рассказывает про печальную концовку истории:

Старший сын Фоссета, Джек (которого отлично играет новый Человек-паук Том Холланд), присоединяется к отцу во время последней экспедиции 1925 года, во время которой они исчезнут (и это исчезновение не могут объяснить и в наше время). Грэй не пытается составить конкуренцию полотнам Фрэнсиса Копполы в «Апокалипсисе сегодня» или Вернера Херцога в «Агирре, гневе божьем». Его подход более мягкий, более классический, но конечный эффект настолько же мощный. Фильм останется у вас в сознании, как Эльдорадо осталось в сознании Фоссета. Этот фильм не скоро покинет ваши сны.

«Затерянный город Z» выйдет на российские экраны в этот четверг, 27 апреля.

Комментарии 16
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
andlobachev
andlobachev
а фильм то о чем?