«Где деньги, Крис?!» Автор Star Citizen вернул $250 бэкеру-критикану
Дерек Смарт — американский игровой разработчик, известный своим космическим симулятором Battlecruiser 3000AD. Как и многие, он вложил деньги ($250) в Kickstarter самого высокобюджетного краудфандинг-проекта нашего времени — Star Citizen Kриса Робертса.
Но в отличие от других 918 805 игроков, Смарту вернули вложенные средства. Согласно правилам Kickstarter, проводящий кампанию человек может в любой момент вернуть деньги любому из бэкеров — без каких-либо объяснений. Тем самым он освобождает себя от всяких обязательств перед вкладчиком.
Почему же Kрис Робертс вдруг решил вернуть деньги Дереку Смарту?
По версии представителей робертсовской компании Cloud Imperium Games, в этом нет ровным счетом ничего зловещего:
Он не поддерживал наш проект и просто пользовался нашей популярностью для того, чтобы привлечь внимание к своей последней игре и прошлым играм.
В Cloud Imperium говорят, что Смарт пытался раздуть скандал с целью саморекламы, не считаясь с чувствами других людей, тоже вложивших в игру деньги.
Сам Смарт пишет в своем Twitter, что Cloud Imperium собирается вернуть деньги всем вкладчикам Kickstarter — все $2,1 млн первичного финансирования! В числе бэкеров останутся лишь люди, вложившие в игру деньги через сайт Roberts Space Industries, с которыми можно не считаться. Ведь на сайте Робертса действуют гораздо более жесткие условия пользовательского соглашения, чем на Kickstarter:
Им остается только подавать в суд или надеяться, что в дело вмешается Федеральная торговая комиссия.
По мнению Смарта, ему показали на дверь первым только потому, что он — Дерек Смарт, офигенный гениальный известный блоггер и игровой разработчик!
Мне вся эта история несколько напоминает одну из сюжетных линий фильма «Бэтмен навсегда», в котором Эдвард Нигма сначала боготворил Брюса Уэйна и даже принес ему свое лучшее изобретение, а после расхождения во мнениях превратился в Загадочника и посвятил все свое свободное время мести «Уэйн Индастриз»:
Претензии Смарта к игре Робертса сформулированы в двух огромных постах в его блоге Smart Speak (в ближайшее время Смарт обещает написать третий, самый разоблачительный пост). В посте за 10 июля Смарт призывает к немедленному расследованию деятельности Roberts Space Industries Федеральной торговой комиссией США.
Замечу, что Roberts Space Industries — это альтер-эго Cloud Imperium в игровой вселенной Star Citizen, так что претензии Смарт высказал не совсем по адресу… если, конечно, он не хочет, чтобы представители ФТК летели в открытый космос.
В октябре 2012 года Крис Робертс собирал на Kickstarter $500 тыс, но собрал $2.1 млн. Игра позиционировалась как «смесь Wing Commander c Wing Commander: Privateer c дозой Freelancer». Поскольку Смарт играл во все три упомянутые игры Робертса, и они ему понравились, он легко вложил в Star Citizen свои кровные $250.
Дата разработки была указана как ноябрь 2014 года. Мы до сих пор ждем.
Сбор денег на производство Star Citizen продолжился на собственном сайте компании Робертса — Cloud Imperium Games, — и к настоящему моменту составил $85 млн. Основные средства поступали от продажи кораблей. Люди продолжали покупать корабли — несмотря на то, что игры, в которой на этих кораблях можно было бы летать, не существовало.
Оригинальная концепция Star Citizen сулила:
- Богатую вселенную с эпическими межзвездными приключениями, торговлей и космическими боями от первого лица.
- Сингл-плеер в оффлайне или онлайне с возможностью подключения игроков в кооперативе.
- Постоянный игровой мир (на серверах разработчика).
- Модифицируемый мультиплеер (на PC игроков).
Теперь Star Citizen, словно Человек-муравей, разрослась до игры, включающей в себя:
- Постоянную вселенную с 100 населенными звездными системами.
- Динамическую экономику с миллионами объектов.
- Ньютоновскую физику.
- Космические бои.
- Торговлю.
- Исследования.
- Апгрейды кораблей (двигатели, оружие и т.д.) и кастомизацию.
- Экипажи кораблей из нескольких игроков.
- Виды побочной деятельности: добыча ископаемых, сбор материалов, строительство фабрик и т.д.
- Вид от первого лица в кораблях во время боя.
- Вид от первого лица в космических станциях во время боя.
- Карьерный рост с прокачиванием характеристик персонажа.
- Сингл-плеер и кооператив (отдельная кампания Squadron 42).
- Мультиплеер (собственно Star Citizen).
Список далеко не полон… Игра поделена на модули, над разными модулями работают разные студии: отделения Cloud Imperium были открыты Робертсом в Техасе, Санта-Монике, Манчестере и (в этом месяце) Франкфурте-на-Майне. На студию работает порядка 300 человек — не считая сотни-другой независимых разработчиков-контрактников. Немецкий офис укомплектован создателями CryEngine, на котором делается Star Citizen.
На сегодняшний день — через 8 месяцев после заявленной даты релиза — готовы:
- Ангар, в котором можно обойти свой корабль со всех сторон.
- Симулятор дуэлей на истребителей Arena Commander, поддерживающий некоторые из купленных кораблей. Пока что модуль дико тормозит и не работает в режиме «8 на 8 игроков».
Разработка модуля Star Marine, отвечавшего за перестрелки на станциях, отложена на неопределенный срок. Впрочем, директор по работе с коммьюнити Бен Лесник настаивает, что фразу «неопределенный срок» тут применять нельзя — у модуля, мол, просто нет даты релиза!
Корабли, между тем, продолжают продавать — Genesis Starliner обойдется вам в $400. Создатели откровенно признаются, что так и не придумали, как включить эту летающую махину в игру. Формулируют они это так:
Со Starliner, мы вводим в игру нечто совершенно новое: корабль, не имеющий очевидного стиля геймплея.
Смарт написал о том, что из Cloud Imperium Games ушел ключевой человек — исполнительный продюсер Алекс Мэйберри. В июне из компании ушел старший продюсер Трэвис Дэй — на работу в Blizzard. И далее по пунктам:
- В месяц Cloud Imperium тратит на разработку $2 млн.
- Крис Робертс перемещается по миру исключительно на частном самолете.
- Вместо того, чтобы руководить разработкой,
Брюс УэйнКрис занимается режиссурой модуля Squadron 42. - Главой маркетинга Cloud Imperium является актриса Сэнди Гардинер без предыдущего опыта работы в индустрии — жена Криса Робертса.
- $85 млн собраны с 918 806 игроков — то есть в среднем один пользователь заплатил за игру 92 доллара.
Последнего пункта, по мнению Смарта, достаточно, чтобы компанией Робертса занялась Федеральная торговая комиссия США, защищающая права потребителей.
Если вы потратили $30 на ничем не примечательную игру, вы напишете плохой отзыв, расскажете друзьям и так далее. Вы быстро забудете об игре — ну что ж, бывает… Но в этом случае — учитывая все, что было раньше, все потраченные деньги! — игроки не могут так просто спустить это с рук разработчикам.
Стоит отметить, что большая часть разгромных постов Смарта посвящена — как и заявили в Cloud Imperium Games — беспардонной рекламе собственных игр. Он очень хвалит свой Battlecruiser и много рассказывает о трудностях разработки MMO Line of Defense, которая с сентября 2014 года прозябает в Steam Early Access с пользовательской оценкой Mostly Negative и рейтингом в 2,5 звездочки.
В последнем посте Смарт обвинил мэйнстримные игровые СМИ в том, что те не уделяют внимания тревожным сигналам из Cloud Imperium Games и не пишут, что весь проект находится на грани коллапса. Тревожные сигналы подавались самим Смартом со ссылкой на неназванные «внутренние источники» в компании Робертса.
Большинство людей в игровой индустрии и медиа знают друг друга много лет — это симбиоз. Когда вы становитесь друзьями на любом уровне — на работе, в политике, религии или в любом аспекте общества, где люди поддерживают друга друга, не являясь открытыми врагами — всегда появляется соблазн не обращать внимания на очевидное.
Теперь Дерек Смарт добился своего — о возврате денег написал PC Gamer.
Но с основной претензией Смарта поспорить трудно: в данный момент Star Citizen — это ангар и дуэльный модуль, которые не похожи ни на ту игру, на которую собирали деньги на Kickstarter в 2012 году, ни на ту, которую обещают нам сейчас, в 2015-м.