Дженнифер Лоуренс защищает «Пассажиров». Почему она права
Отличный сценарий «Пассажиры» Джона Спэйтса гулял по Голливуду с 2007 года, попадая в топы лучших сценариев и не вызывая особых вопросов у продюсеров. «Пассажиров» сразу хотели поставить — только на это нужно было очень много денег. В 2016 году Мортен Тильдум все-таки снял фильм с Крисом Праттом и Дженнифер Лоуренс, при производстве которого основная концепция сценария тоже не вызывала вопросов.
Никаких проблем не было и на тестовых показах фильма, на которых, по словам Пратта, все складывалось очень здорово. Но за считанные дни до премьеры «Пассажиров» появились рецензии, в которых создателей фильма обвиняли в том, что они оправдывают убийство, изнасилование и сталкерство. Все дело в том, что по сюжету обреченный герой Пратта односторонне влюбляется в спящую героиню Лоуренс и будит ее, потому что не хочет умирать в одиночестве.
В сценарии черным по белому прописано, почему это настолько ужасный поступок, это сумел донести даже Тильдум в своей насквозь посредственной и нетворческой экранизации. В лучшей сцене «Пассажиров» смертельно бледный Пратт смотрит в зеркало и сам себя умоляет:
Не делай этого, чувак.
Несмотря на разгромные рецензии, «Пассажиры» не то чтобы провалились в прокате: $303 млн сборов при бюджете в $110 млн без учета расходов на маркетинг, так что производство фильма можно считать окупившимся.
В апреле Пратт говорил, что был неприятно удивлен критикой фильма, но гордится результатом. В новом интервью Vogue Дженнифер Лоуренс говорит, что у нее негативные рецензии вызвали сходную реакцию:
Я сама разочарована, что этого не заметила. Мне показалось, что сценарий прекрасный — сложная, неоднозначная любовная история. Этот фильм точно не провальный. Я его не стыжусь. Просто есть моменты, на которые стоило бы обратить внимание прежде, чем соглашаться сниматься в картине.
Под «моментами» Лоуренс имеет в виду предложения от слабо разбирающихся в драматургии фэнбоев, появившиеся в YouTube после выхода фильма. По их мнению, фильм легко можно было улучшить: показать все происходящее глазами героини Лоуренс. Вот она просыпается, ее разбудил этот симпатичный с виду инженер, и мы даже не подозреваем, ЧТО_ _он представляет собой на самом деле…
Другими словами, им очень хочется, чтобы из «Пассажиров» сделали стандартный голливудский триллер про девушку и криповатого сталкера — только на космическом корабле. Гениальность и оригинальность Спэйтса именно в том, что он в своем сценарии выбрал самый сложный возможный маршрут: заставить нас болеть и переживать за человека, который в любом другом сценарии считался бы злодеем. Первый акт «Пассажиров» методично лишает Джима Престона человечности. Мы вместе с героем так увлекаемся борьбой за сохранение рассудка на борту совершенно пустого «Авалона», что ко второму акту решение обречь на такие же мучения другого человека (то, что этот человек — красивая девушка, тут не самое главное, это скорее фактор, за который зацепился глаз Джима, чем его единственная мотивация) можно… по меньшей мере рассматривать, как возможное.
Как формулирует это один из героев фильма:
Тонущий человек в состоянии выдернуть другого человека из лодки. Но он тонет…
Все рассуждения о том, что эволюцию характера Джима можно было реализовать как-то иначе, через диалог или, боже упаси, флэшбэки, наивны и выдают непонимание техники построения сценариев. Да, страшную тайну героя можно было подать и так — но сценарий бы от этого получился типичный, ленивый и любительский, это самое примитивное и очевидное из возможных решений.