Dying Light. Страх и тьма
Ночь — классическая декорация для хоррора. Когда герой шаг за шагом прорывает густую тьму. Когда мрак разрывается неожиданным криком. Когда ты кожей чувствуешь опасность, растворившуюся в темноте. Все это — идеальная обстановка для фильма ужасов или игры.
Удивительно, но в индустрии не так много примеров, когда разработчикам удавалось использовать ночь как часть игрового процесса. Был Alan Wake, несколько удачных уровней в The Evil Within, Resident Evil и Silent Hill. Но все они, так или иначе, были «темными» играми, тотального мрака, когда ты протягиваешь руку и не видишь своих пальцев, в них не было. А вот в Dying Light ночь реальна. И в какой-то момент я понял, что очень боюсь уходящего за горизонт солнца.
Мир Dying Light строится на страхе перед тьмой. Каждый второй персонаж так или иначе сообщил мне об этом. «Ох, ночью лучше не выходить — мой друг так погиб», «Если я выйду ночью, то вряд ли вернусь назад», «Ночью появляются они…» — говорят собеседники как заведенные. Эти слова постепенно проникают в твое сознания, отравляя его чувством страха.
Но это не все. Когда приближается время заката, рация оживает: «Осталось полчаса до темноты, найдите убежище». За несколько минут до наступления ночи запищит будильник на наручных часах героя. В этом писке — страх, потому что ты оказался черт знает где, а до ближайшего укрытия тебе нужно пройти два-три квартала.
В этот момент и проявляется сильнейшая сторона Dying Light — честная ночь. Если вы правильно выставили параметры яркости, то тьма начнет стремительно сгущаться вокруг вас, а затем и вовсе поглотит. Остаются едва различимые контуры зданий, автомобилей и… зомби. Ты их даже не видишь, а только слышишь. Этот монотонный гул, этот звук шаркающих ног — неотвратимый, мерзкий звук. И вдруг — крик разрезает пространство вокруг тебя. Это вышли на охоту те, что боятся солнечного света. Те, от кого нужно бежать, едва они заметили тебя.
Я помню первую встречу с ними. Эти мутанты, «улучшенные» версии классических зомби — быстрые и безжалостные. Они готовы преследовать героя по пятам. В отличие от него они не выдыхаются. Ты лезешь на крышу здания — днем практически полностью безопасное место — и они за тобой. Ты перепрыгиваешь с крыши автобуса на припаркованный минивэн — и они за тобой. Единственная возможность скрыться, спрятаться, уйти от погони — ослепить их ультрафиолетовой лампой. И тогда у тебя появляется шанс выжить. Другой вариант — активировать ультрафиолетовую ловушку (они установлены по всему городу). Но единственно правильный вариант — просто не попадаться им на глаза, скрываться, обходить стороной, высиживать и выжидать, когда они пройдут мимо.
При этом ты не можешь включить фонарь, чтобы видеть, что происходит впереди. Только замаячит свет, как на него, словно мотыльки, из всех щелей начнут выползать зомби. Они будут шуметь, они будут кричать, они будут привлекать к вам внимание. В итоге мои ночные вылазки превратились в забеги, где главный приз — жизнь. Ты бежишь от одного лагеря до другого, по пути активируешь ловушки, постоянно слышишь за спиной рев монстров — и все ради того, чтобы пережить еще одну ночь.
И вот он — новый день, еще один день. За светлое время ты должен успеть выполнить несколько заданий, отвоевать у зомби хотя бы еще одну точку на карте, чтобы было куда вернуться ночью. Ты должен облазить кучу закоулков в поисках припасов, чтобы создать ультрафиолетовые ракеты, коктейли Молотова, взрывающиеся сюрикэны — все то, что может спасти тебя ночью, дать шанс.
Я, конечно, видел смешной ролик, в котором показано, как убивать мутантов в один удар. Безусловно, разработчики не планировали такую возможность — наоборот, они постоянно подталкивают тебя к побегу, а не к сопротивлению. Думаю, в каком-то патче этот «лайфхак» будет исправлен. Но я им не пользуюсь осознанно, ведь если ночь не страшна, то у Dying Light ничего не остается. Ни атмосферы, ни, по сути, самой игры. А мне нравится здесь бояться. Это восхитительное чувство, появляющееся от микродоз адреналина, вбрасываемого в кровь во время очередного забега по ночному Харрану.
Автор: Вадим Милющенко