Clair Obscur: Expedition 33 — меланхоличная RPG с душой классики и сердцем художника
Clair Obscur: Expedition 33 — это игра, которая зацепила критиков по всему миру, и не без причины. На данный приключение заработало 93 балла на Metacritic на основе 15 рецензий (версия для PS5). На OpenCritic в среднем у неё 91 балла, а рекомендуют новинку 94% авторов.

IGN называет её «настоящим современным откликом на классику», подчеркивая, что Sandfall Interactive не просто вдохновлялась великими RPG, а переосмыслила их, сделав каждый заимствованный элемент по-настоящему своим.
Game Informer отмечает уверенность игры в себе: она не объясняет вселенную долгими вступлениями, а сразу бросает игрока в атмосферу мистики и опасности, позволяя прочувствовать происходящее через действия и эмоции.
IGN и Game Informer сходятся во мнении: несмотря на свои несовершенства, это игра, которую хочется запомнить — и хочется, чтобы она вдохновляла других, как вдохновлялась сама.
Особое восхищение критиков вызвала боевая система. GamesRadar+ называет её одной из самых «вознаграждающих и захватывающих гибридных систем в истории жанра», сравнивая её с боевой глубиной Persona и точностью Sekiro: Shadows Die Twice.
Пошаговые сражения здесь не пассивны — они превращаются в ритм-игру, где парирования и уклонения требуют реакции и вовлечённости, а идеальные тайминги награждаются взрывными визуальными эффектами. Каждый персонаж сражается по-своему: один чередует магические стихийные заклинания, другой работает с системой предсказаний, третий меняет стойки в зависимости от ситуации. Это делает каждый бой уникальным.
При этом игра не перегружает игрока сразу — всё вводится постепенно, а возможности кастомизации растут со временем. Eurogamer подчёркивает, что Clair Obscur не пытается быть гигантским опенворлдом, а берёт старые каноны (например, дизайн карт, как в Final Fantasy IX), и переосмысляет их — пусть мир и не огромный, но он глубокий, стильный и полон сюрпризов.
Игра не без недостатков: отсутствие мини-карты может сбивать с толку, уровни порой кажутся слишком линейными, а подача сюжета в начале может показаться слишком туманной. Но всё это отступает на второй план, когда ты погружаешься в музыку, образы, ритм боёв и силу эмоционального подтекста.
Сюжет завязан на смертности: в мире Люмьер ежегодно Художница пишет число, означающее возраст, до которого разрешено жить. Это ужасающее правило и является поводом для героической экспедиции. Игроки отправляются в путь вместе с 33-й командой, и это путешествие оказывается полным боли, надежды, утрат, юмора и абсурда.
По мнению Eurogamer, в центре — вполне земные темы: любовь, разногласия, выбор заводить ли детей в обречённом мире. Всё это делает историю человечной, несмотря на её сюрреалистическую оболочку.
Clair Obscur: Expedition 33 — не просто RPG. Это произведение искусства, которое заставляет задуматься, прочувствовать и, возможно, переосмыслить себя.
Релиз Clair Obscur: Expedition 33 состоится 24 апреля 2025 года на PC, PlayStation 5 и Xbox Series, а также в подписке Game Pass. Несмотря на то что это первая работа французской команды, проект уже успел стать одной из самых ожидаемых новинок года: коллекционное издание игры было полностью раскуплено ещё до релиза, а по её мотивам готовится экранизация.
Дополнительный интерес к игре подогревает внушительный актёрский состав. К работе над озвучкой привлекли Энди Сёркиса («Властелин колец», «Хоббит»), Чарли Кокса («Сорвиголова» (Daredevil)), Дженнифер Инглиш (Шэдоухарт из Baldurʼs Gate III) и Бена Старра (Клайв из Final Fantasy XVI).