Что такое сетевой нейтралитет и почему за него сражаются разработчики
Так обычно и бывает: пока государство не вмешивается во что-то, мы даже не задумываемся, как работают привычные для каждого вещи. К примеру, Интернет. Знаете ли вы, что во всем мире, включая Россию, интернет-провайдеры работают в согласии с принципом сетевого нейтралитета? Это значит, что любой сайт, пользователь или протокол имеют равные технические права. К примеру, Facebook и личный блог дяди Васи.
Вы можете возразить: но ведь для поддержки социальной сети и личного блога нужны существенно непохожие друг на друга технические ресурсы. Это правда. Но это проблема владельца ресурса: если он увеличивает серверную мощность, организует альтернативные каналы поставки контента, то вы получите качественный доступ и к Facebook, и к личному блогу дяди Васи в любой точке мира. В этой схеме до последнего времени не было места провайдерам. Но сегодня это меняется.
Американская Федеральная комиссия по связи готова дать провайдерам больше полномочий, а де-факто — уничтожить само понятие «сетевого нейтралитета». К примеру, провайдеры связи смогут брать с интернет-компаний дополнительную плату только за то, чтобы обеспечить надлежащий уровень связи с их сервисами. Представьте, вы разработчик многопользовательской игры или игры с сетевым режимом. К вам приходят крупные провайдеры и говорят: «Если ты хочешь, чтобы твои пользователи могли нормально играть в Сети — плати нам». То есть разработчику придется не только вложить деньги в оборудование и канал на своей стороне, но и на стороне провайдера — только чтобы люди в какой-нибудь Юте или Иваново могли вечером сыграть в World of Warcraft.
А ваши любимые видео с котиками (ну, признайтесь, нет-нет да и посмотрите какой-нибудь ролик на YouTube). Завтра вы зайдете на YouTube, а ролик в 360p не грузится. Вообще. «Понимаете, Google не подписал с вашим провайдером дополнительное соглашение…»
Я уже не говорю о торрентах. Ведь убить их проще простого: достаточно ввести ограничения по скорости для соответствующего протокола. Более того, крупнейший американский провайдер Comcast уже доказал, что это работает как раз-два-три. Он просто взял и ограничил скорость пользователям, которые используют такие программы, как BitTorrent и другие. Но ограничил ровно в торрент-направлении. Тогда Федеральная комиссия по связи дала по рукам провайдеру: трое членов комиссии выступили против этой меры, двое — за. Comcast пришлось подчиниться решению регулятора. Эта история произошла в 2008 году. А сегодня, в 2015-м, она закрутилась вновь.
Конечно, можно всегда сказать: «Это проблема американцев». Но я так не считаю. Если американские провайдеры добьются своего, то их доходы резко увеличатся. И я не думаю, что другие коммерческие организации — хоть в России, хоть в Албании — не захотят «перенять опыт западных коллег».
О сетевом нейтралитете высказываются, кажется, все. И популярные ведущие:
И игровые блогеры:
А теперь к этой кампании присоединились независимые разработчики, выпускники университета штата Юта, США. Они создали 404sight, которая призвана в игровой форме рассказать о правах пользователей и напомнить им, что свободный доступ к Сети — это такое же неотъемлемое право, как и право на свободу слова.
В игре 404sight герой сражается с коварными провайдерами, которые пытаются установить свою власть над Интернетом:
Простая, но симпатичная игра. И громкое высказывание на тему. Остается надеяться, что в случае реальной угрозы разработчики смогут объединиться, чтобы вместе с игроками и другими пользователями Интернета отстоять сетевой нейтралитет. Это и правда может определить будущее Глобальной сети.