Автор Polygon узрел в аниме и манге «Атака титанов» пропаганду нацизма. Объясняем, почему он неправ
Сайт Polygon опубликовал статью, посвященную пропаганде нацизма в манге и аниме «Атака титанов». Автор Том Спилмен усмотрел в популярной франшизе прославление ультраправых идей. Объясняем, почему это на самом деле не так, а история о войне людей и титанов в реальности несет антивоенный посыл.
Осторожно, спойлеры!
Анализ Polygon посвящен преимущественно главному откровению 2 половины 3 сезона аниме (и манги в целом). Когда Эрен наконец-то добрался до злосчастного подвала своего дома, то узнал правду о мире вокруг. Оказывается, за пределами стен живут другие люди. Гриша, отец Эрена, прибыл как раз из внешнего мира.
Также на первый план вышел конфликт между расами марлийцев и элдийцев. Лишь последние могут превращаться в титанов, они же способны получать уникальные способности. Марлийцы ненавидели их и согнали в гетто за стены.
Когда выяснилась истина, в манге произошел таймскип на 4 года. И тогда события начали показываться уже со стороны государства Марли. А бывшие главные герои перестали казаться такими уж благородными.
Что же не понравилось автору Polygon? Во-первых, его смутило изображение титанов. Людей, умеющих в них превращаться, загнали в гетто, а сами гиганты порой обладают большими носами. Разведотряд иногда убивает и издевается над ними лишь ради удовольствия. В этом якобы проглядывается мотив антисемитизма.
Также Спилмена смутило откровенное восхваление военной техники. В последних главах именно она, а не ловкость главных героев или титанические способности, стала главной разрушительной силой. А военные будто нарочито изображены идеалистами и радикалами.
Еще Polygon провел параллели между «Атакой титанов» и милитаристской Японией до ее поражения во Второй мировой войне, углядел отсылки к угнетению Кореи и в целом назвал атмосферу истории довольно антиутопичной. А в конце Спилмен подчеркнул, что у читателей всегда есть право критиковать идеи, заложенные авторами в произведения.
И подумать, то ли это послание, которое мы хотим слышать.
А теперь я объясню, почему же автор Polygon мыслит слишком плоско и видит лишь то, что хочет видеть. Да, это правда, что милитаристская тематика в «Атаке титанов» стала основной, а параллели с реальной историей человечества в 20 веке считываются просто. Однако мангака Хадзимэ Исаяма использует эти образы для совершенно противоположных целей. Война в его манге — это страшное зло, а радикальные идеи никому не приносят счастья.
Таймскип и смена точки зрения на повествование позволили показать, что «враги» Разведотряда — живые люди со своими чувствами и переживаниями. На этом фоне радикально настроенные Эрен с товарищами выглядят несколько обезличенными, и осмелюсь предположить, что это намеренный ход автора.
Все политические интриги, коварные заговоры, идеалы господства одной группы людей над другой изображаются в «Атаке титанов» в темных оттенках. Особенно ярко это заметно на контрасте с первыми главами, в которых хватало грез, пафоса и юношеского максимализма. В финальной арке мангака перешел к реализму, окончательно размыв сюжетные нормы морали. А мысль «титаны — евреи» так вообще ничтожна, ведь и марлийцы, и элдийцы их активно используют, да и сами обращенные люди принадлежат к самым разным социальным группам.
Гибель некоторых важных персонажей и все возрастающая неприязнь к другим, которых еще недавно обожали миллионы, лишь подтверждает основную мысль манги — в войне нет ничего хорошего. Не важно, какие благие цели стоят за ней, ведь в итоге она принесет с собой лишь страх, боль и кровь.
Автор Polygon пытался адаптировать «Атаку титанов» под современную либеральную повестку, однако эта попытка провальная прямо по своей сути. Ведь за политикой в манге и аниме скрывается история о людях, втянутых в беспощадную военную машину. И даже самый колоссальный титан никак не сможет ее покинуть. Этого в Polygon почему-то не углядели.
Все забываю сказать: я почти уверен, что простые смертные не должны узревать вот эту штуку на скриншоте.