5 причин почему «Призрак в доспехах» с Йоханссон хуже, чем аниме
Мы посмотрели новую американскую экранизацию Ghost in the Shell со Скарлетт Йоханссон. Рецензия Александра Трофимова и мнение Паши Пивоварова появятся на сайте в ближайшее время.
Как огромный фанат оригинальной манги Масамунэ Сиро и столь непохожего на нее мультфильма Мамору Осии я очень надеялся на успех экранизации Руперта Сандерса. Ведь сама несхожесть первоисточника и аниме доказывает, что на эту тему и с такими героями можно делать очень хорошие произведения искусства совсем разными средствами.
Я продолжал надеяться даже после не самых восторженных отзывов западных критиков, ругавших экшен Сандерса, сценарий Джейми Мосса, Уильяма Уилера и Эрена Крюгера и двойственно отнесшихся к образу Майора в исполнении Скарлетт Йоханссон.
По результатам просмотра: в чем-то критики ошиблись, перестрелки и драки в фильме поставлены на удивление неплохо, Йоханссон сыграла Майора великолепно, еще лучше получился Бато в исполнении Йохана Филипа Асбека.
В чем-то они правы: сценарий у фильма очень слабый. Но оригинальный GitS Осии тоже не блистал сценарными достоинствами: тяжеловесные диалоги (больше похожие на монологи), не влияющая на основной сюжет погоня и перестрелка, и тому подобные огрехи. Осии справился с недостатками сценария через сверххудожественную, артхаусную подачу визуального материала. Философские концепции и внутренний мир героев у него раскрывают не диалоги и экшен, а лишенные слов и действия монтажи: Майор под дождем смотрит на манекен в витрине…
Руперта Сандерса в такой артхаус никто не пустит: это студийное производство с бюджетом в $110 млн. Надо показывать экшен, перестрелки, диалоги и не отвлекаться на лирику. В результате получился парадокс: рисованный оригинал выглядит как реальность, а фильм по нему — как бледная иллюстрация.
Ниже я называю 5 причин, по которым аниме Мамору Осии не оставляет от фильма Руперта Сандерса камня на камня. ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ К ФИЛЬМУ И АНИМЕ!
1. Пропадают герои
Классическая сценарная ошибка. За персонажей мы начинаем переживать только тогда они_ постоянно_ участвуют в сюжете, а не заскакивают на пару крутых сцен. В результате боевая сцена с Такеши Китано в роли Арамаки выглядит как чистый фансервис — просто потому, что весь остальной фильм Бит Такеши неподвижно сидит за столом и изредка бормочет по-японски вместо того, чтобы как-то участвовать в сюжете.
В сюжете не участвует и великолепный Бато, которому с Майором дали посотрудничать лишь в первой перестрелке в ночном клубе. Сравните с оригиналом (который, кстати, очень короткий: 80 минут). Посмотрите (пересмотрите) его и обратите внимание, сколько процентов экранного времени Бато и Майор проводят вместе. Это сделано не просто так: Осии понимает, что Майора ни в коем случае нельзя оставлять одну, она — очень скучный, неэмоциональный и неинтересный персонаж. Ее надо оттенять другими: всей Девятой секцией.
В фильме Сандерса многие сцены с Майором и Бато скопированы кадр в кадр, но к ним добавлены порядка получаса сольных похождений Майора. В результате про существование Бато просто забываешь. Ну и главный спойлер: в финале мультфильма Бато приходит из ниоткуда, чтобы…_героически унести раненного Майора на руках?! _
Извините, но в мультфильме он ради нее разнес из пушки шагающий танк-паук, а потом ПОДСТАВИЛ РУКУ под выстрел из снайперской винтовки, чтобы защитить мозг Майора!
2. Не использован сеттинг
Это уже чисто режиссерская ошибка — сценаристы ни при чем. Когда Бато и Майор идиллически кормят собачек, за ними, пылая неоном, возвышается многоярусный Нео-Гонконг. Как только начинается перестрелка, драка или дуэль с танком-пауком, вокруг серые бетонные стены или предельно незрелищные трущобы.
Нежели трудно было снять погоню за киллером-невидимкой на фоне всего этого неона, небоскребов, голографической рекламы? В оригинале все так и сделано: сцена погони через базар и добрую половину города — одна из лучших в истории экшен-кино. В фильме есть только один статичный задник города, на фоне которого Майор избивает своего оппонента на мелководье.
Сравните, как использован сеттинг в «Бегущем по лезвию» в сцене, где Рик Декард гонится за репликантом Зорой по улицам футуристического Лос-Анджелеса.
В фильме Сандерса весь киберпанковский сеттинг— это cut-scenes, абсолютно бессмысленные и перегруженные деталями заставки между миссиями, классический пример бюджета на спецэффекты, потраченного зря.
3. Не использована Майор
Несмотря на фантастический актерский потенциал Скарлетт Йоханссон, Майор — самый неинтересная из всех когда-либо сыгранных этой актрисой персонажей.
В Under the Skin Йоханссон умудрилась сыграть пробуждение самосознания в инопланетянине-людоеде, а в Lucy — в девушке-блондинке. Она бы и в Ghost in the Shell что-нибудь с удовольствием нам сыграла, но режиссер и сценаристы не дают ей такой возможности. В результате Скарлетт остается только очень красиво стоять, втянув голову в плечи: честное слово, она тут либо стреляет, либо дерется, либо стоит неподвижно и исподлобья смотрит на собеседника.
Стоять и смотреть у Йоханссон получается очень выразительно, но в плане сценария Майор — это Наташа Романова без интересной предыстории, исполнительница заказных убийств, которая в финале решает… исполнять заказные убийства по приказу других людей?!
4. Штампы из аниме, которых не было в самом аниме
- Злодей, берущий главную героиню в плен, читающий ей прочувствованный монолог, стреляющий в подкрепление и убегающий в темноту (причем его никто не пытается преследовать!).
- Другой злодей, наблюдающий за пробуждением киборга через стекло и выхватывающий пистолет… чтобы позвонить в службу безопасности и устроить скандал!
- Тот же самый злодей, стреляющий из этого пистолета через стекло и убивающий ученого, разбудившего киборга. Не проще ли было это сделать ДО побега Майора?
- Побег киборга с самого охраняемого уровня самой технологически продвинутой корпорации в истории роботехники, который выглядит как легкая пробежка по коридору с нанесением пары тумаков охранникам.
- Еще раз эта сцена побега. Она должна вас особенно раздражать: вспомните «Робокопа», где на пути героя из корпорации OCP становится шагающий робот-убийца.
- В арсенале GitS есть танки-скорпионы. Где они? Почему их решили не использовать в этой сцене?
- Герои оказываются разлученными
близнецамияпонцами-друзьями детства, из чистого садизма загруженными в корпуса белых круглоглазых европейцев.
По логике вещей это все должно быть штампами из оригинального аниме, которые не смогли/не захотели/забыли убрать голливудские сценаристы. На самом деле в минималистском, скупом на сюжетные ходы и щедром на подтекст мультфильме Осии ничего подобного не было.
Там вообще нет ни одного штампа из богатейшей на всяческие клише японской мультипликации: откуда все это взяли американские сценаристы, не совсем понятно.
5. Нет запаса прочности
Оригинальную Ghost in the Shell Мамору Осии не смог испортить даже сам Мамору Осии, снявший абсолютно идиотский сиквел Innocence и изуродовавший оригинальный мультфильм ремастером Ghost in the Shell 2.0. Впечатление от оригинала у меня не смогли смазать даже два сериала Ghost in the Shell: Stand Alone Complex и фильм по их мотивам — хотя и то, и другое, и третье является худшими образчиками японской анимации.
Экранизацию Руперта Сандерса забываешь через считанные секунды после выхода из кинотеатра. Пересматривать ее на домашних носителях смысла нет, потому что лучшая часть фильма (статичные и подвижные планы мегаполиса будущего) не будет смотреться так хорошо, как в кинозале, а все режиссерские и сюжетные недостатки вылезут на поверхность.
Кое-кто из западных рецензентов думает, что голливудский GitS соберет хорошую кассу и станет основой франчайза. Бюджет фильма — $110 млн, плюс огромные расходы на маркетинг, чтобы все окупилось, надо собрать $400-500 млн. При этом GitS — самый проходной и легко забываемый фильм, что я видел в 2017 году (да и в 2016-м).
Если фильм вдруг соберет достаточную кассу, чтобы оправдать сиквел, зрители окажутся в положении Майора: рано или поздно им придется идти на продолжение, делая вид, что вместо тумана в голове у них сохранились какие-то воспоминания об оригинале.