5 лучших фильмов 2020. 1 место. «Напугай меня» — настоящее кино под видом черной хоррор-комедии
Пришло время назвать 1 место в нашем топе-5 лучших фильмов 2020 года. Как всегда, мы оглядывались не на популярность фильма и не на его успех у критиков и зрителей, а на, может быть, не всем очевидные достоинства в плане режиссуры, актерских работ, сценария и наличия некой сверхзадачи, которая должна быть у любой хорошей полнометражной картины.
Наша личная сверхзадача — интересно обосновать свой выбор и позицию в топе. Ваша — соглашаться или не соглашаться в комментариях!
И не забываем подводить свои итоги: выбираем лучший фильм года в конце материала.
Лучший фильм 2020 года мало кто смотрел — он вышел без всякой рекламы на платформе Shudder, даже в год пандемии поставившей на домашние экраны просто невероятное количество свежего хоррор-контента. Хорошо, что мы ориентируемся не на популярность и рейтинги фильма, а только на его фактическое качество!
«Напугай меня» — прежде всего образец на 100% реализованной идеи. «Два человека в темноте рассказывают друг другу страшные истории» — это не то чтобы концепт для захватывающего фильма, тут очень легко было уйти в антологию историй с их визуализацией или, наоборот, в пьесу-говорильню без каких-либо элементов кино.
Режиссер и сценарист фильма Джош Рубен поставил себе более высокую планку. Он написал и снял настоящее кино в духе лучших фильмов о разговорах в одной комнате — «Интервью» Стива Бушеми, Sleuth Джозефа Манкевича и «Необычного дня» Этторе Сколы.
Не исключаю, что ни об одном из этих фильмов Рубен даже не слышал, а просто интуитивно старался написать как можно более качественный сценарий, а потом как можно более кинематографично довести его до экрана.
Есть два интригующих персонажа. Это начинающий сценарист в исполнении самого Рубена и уже состоявшаяся хоррор-писатель, автор бестселлера о вампирах в исполнении великолепной Аи Кэш из 2 сезона «Пацанов». Они даже не то чтобы отрезаны от внешнего мира — им просто нечем другим заняться в эту конкретную ночью, когда света нет, а в ноутбуке разрядился аккумулятор. Вот они и начинают рассказывать друг другу истории…
Причем сценарист у Рубена рассуждает как сценарист, упирая на действие и расхожие концепции («мальчик мстит оборотню!»). А писатель— как писатель, требуя от сценариста деталей вроде цвета фонарика, с которым обреченный отец мальчика спускается по ступенькам. Есть кое-какие спецэффекты в визуализации историй, но в основном все держится на актерах, на том, как они изображают разные голоса и подражают звукам и действиям.
Самая жуткая псевдо-новелла — про офисного тролля — cама по себе могла бы стать отличным фильмом. Самое сильное в «Испугай меня» то, что тебе реально хочется узнать, чем кончилась история, когда персонажи отвлекаются от нее на другой проект.
Плюс, как я уже говорил в моей хэллоуинской подборке, каждая обрывочная новелла работает на развитие характеров, на раскрытие их мотивации. Почему писатель так неохотно делится со сценаристом идеями? Почему сценарист превращается в полнейшего психопата, стоит ему взять в руки телефон? Оба героя живые, обаятельные, естественно рассказывающие друг другу о самых трудных и болезненных вещах. В них действительно вкладываешься, переживаешь.
Это не только первоклассная черная комедия и развлекательный хоррор на один вечер. Это кино — полнометражная работа, которой есть что сказать. Которая точно знает, в каком ключе это говорить, чтобы было и страшно, и грустно, и смешно, и когда оборвать историю. Другими словами — лучший фильм 2020 по версии «Канобу».