30 миллионов игроков в Hearthstone. Среди них — я и моя мама
Я несколько раз пробовал играть в коллекционные карточные игры. Как-то мой друг и коллега Павел Жарников поделился лишними картами из своей коллекции «Берсерка», и мы вместе пошли в один из минских клубов, в котором собираются фанаты этой ККИ. За столами сидели люди, постоянно что-то выкрикивающие, переругивающиеся. Когда им выпадала нужная карта, они с безумным блеском в глазах клали ее на стол с громким «шмах». «Здесь всегда так?» — спросил я у Павла. «Это ты еще фанатов MTG [Magic the Gathering] не видел. Там вообще космос», — ответил он.
Когда был бум «Гарри Поттера», то я попробовал ККИ и в этой вселенной. Но большей порнографии и издевательства над играми я не видел, поэтому быстро забросил ее. И вот выходит Hearthstone, которую многие воспринимали как «Гарри Поттер» от Blizzard. Фанаты жанра, такие как Павел, заранее недолюбливали игру. Они были уверены, что Blizzard сделает коммерчески успешный продукт, заточенный исключительно на фанатов своих игр и не представляющий интерес для поклонников жанра. Теперь Павел признает, что был не прав. С ним согласны 30 миллионов пользователей Hearthstone, включая меня и даже мою мать!
У Hearthstone есть одна уникальная способность: ее простую механику способен освоить любой человек, от ребенка до пенсионера. Она не требует глубокого знания основ ККИ, здесь все упрощено до предела. Есть кристаллы, которые прибавляются ход за ходом, есть карты, которые ты на эти кристаллы можешь купить. В общем, больше знать о Hearthstone до первого матча не нужно.
Я помню, как сидел у матери, был какой-то семейный праздник. Устроившись в большом кресле, я играл на iPad в Hearthstone. Меня окружили племянники и некоторые взрослые. Все с интересом наблюдали, как Джайна запускает во врага огромный огненный шар. Племянники, кажется, даже хлопали в ладоши.
Удивительно, но за матчами в Hearthstone действительно интересно просто наблюдать. Я часто ловлю себя на том, что уже третий час подряд смотрю поединки на Twitch. Поклонники ККИ объясняют это «вечно кривым балансом». Когда ты можешь лидировать весь матч, а затем сопернику попадется смертельная комбинация карт и он снесет тебе голову за один-два хода. Но эта «кривизна» разгоняет адреналин по крови так, что ты буквально заходишься в нервной дрожи. Особенно когда ты знаешь, что где-то там, в стопке карт, у тебя лежит столь нужный в этот момент Рагнарос. И вот твой ход, герой добирает карту, а там… несчастный Демон Бездны, которого ты взял для ранней стадии игры.
Этот азарт заражает людей быстрее, чем вирус гриппа. К концу того вечера курс молодого бойца Hearthstone прошли и племянники, и даже моя мама, которая чаще всего играет в какие-то простые мобильные забавы а-ля «собери три цветных камушка в ряду». Она даже несколько раз выиграла на дуэли с другими игроками, правда колоды использовала мои. Ей, человеку с техническим образованием, было нетрудно просчитать эффективность карт и понять общую систему игры. Конечно, с опытными соперниками ей было бы нелегко (точнее, она бы сразу им проиграла за неимением опыта), но с обычными игроками она расправлялась довольно успешно.
И если мама играет только когда я приезжаю к ней и под настроение, то племянники буквально «подсели» на Hearthstone. А их родители, кажется, меня готовы сожрать живьем, потому что теперь вместо шоколадок они требуют у них «пару бустеров, ну маааам, у меня грамота по русскому…»
Поэтому 30 миллионов — лишь начало. Hearthstone вполне способна в ближайшие два-три года преодолеть отметку и в 40, и в 50 миллионов зарегистрированных игроков. Просто потому, что она — это такая кока-кола, продукт рассчитанный на массового покупателя, а не на эстетствующих ценителей самодельного домашнего лимонада. За это ее, мне кажется, и любят.