10 худших сериалов 2020. 1 место. 2 сезон «Мандалорца» — выстрел в спину космической опере
Пришло время огласить 1 место в нашем топе худших сериалов. Напоминаем, что мы не брали в список те шоу, которые заведомо ни на что не претендовали — плохих сериалов выходят десятки, и их просмотр — напрасная трата и нашего, и вашего времени.
В топе вы найдете лишь те проекты, в которых был какой-то потенциал, заставлявший их смотреть и, вопреки всему, от эпизода к эпизоду надеяться на лучшее. И чем больше он был — тем сильнее разочарование.
И не забываем подводить свои итоги: выбираем худший сериал года в конце материала.
Первый сезон «Мандалорца» (The Mandalorian) можно было трактовать двояко. Недостатков у шоу, несмотря на всю его популярность, была масса. Были очевидны и достоинства — очень высокое качество съемки, оригинальный 20-минутный формат без раздражающих побочек и филлеров.
Да и сам факт, что создатели сумели сделать живого, интригующего персонажа из лишенной лица и в буквальном смысле слова облаченной в сюжетную броню болванки!
У второго сезона никаких достоинств нет. Вам может нравиться сама вселенная, персонажи, и даже сценарий и постановка отдельных эпизодов — но «Мандалорец» не работает как сериал, ни как цельное повествование, ни как набор сильных «процедуралов». Что именно не так с сериалом, подробно разбирал в своей колонке Андрей Серафимов.
Здесь я лишь процитирую основные претензии: необоснованный пафос; злоупотребление главным героем со стороны практически всех неглавных; отсутствие связи между известным фактами вселенной и тем, что происходит в отдельных эпизодах. В итоге — нарушение погружения в повествование, которое, я думаю, в той или иной степени очевидно каждому зрителю.
Я как-то писал, что вселенная «Звездных войн» кончилась в момент, когда в «Хане Соло» появился восстановленный Дарт Мол из мультсериалов по Star Wars. Это предвосхитило многие проблемы «Мандалорца», главная из которых — фэнбойское мышление сценаристов, их восторженное, непрофессиональное отношение к миру и героям, которыми они оперируют. Самый яркий пример — появление Марка Хэмилла в роли Люка Скайуокера в финале сезона.
Люк не трактуется как персонаж, наравне с прочими. Это «ой-ой-ой как круто», камео даже не просто знаменитости, а легенды, по отношению к которой авторы сериалы просто не могут пробудить в себе критическое мышление. В итоге это распространяется на персонажей. Они ведут себя так, как будто смотрели оригинальную трилогию (и, возможно, «Последнего джедая») и твердо знают: когда на экране Люк Скайуокер, все будет хорошо. Со всеми.
Простой пример, как можно было правильно поступить с сериалом: с ходу установить между Мандалорцем и Люком антагонистические отношения. Что если бы Дин Джарин отказался отпускать Грогу с Люком? Если бы вместо того, чтобы со слезами на глазах смотреть вслед Скайуокеру, и тому, и другому персонажу пришлось бы как-то аргументировать свои позиции — с оружием в руках или без? Разве вам не интереснее было бы смотреть сериал, в котором возможны такие решения вместо распускания фанатских слюней?
Самое печальное, что успех 2 сезона (76% положительных отзывов на Metacritic) крайне отрицательно скажется на дальнейшем развитии сериалов — да и фантастики в целом.
Первыми на очереди 3 спин-оффа «Мандалорца». Думаете, в сериале о Бобе Фетте или Асоке Тано что-то будут делать иначе, лучше? А зачем — если формула успеха уже наработана и не требует никаких творческих затрат помимо регулярной поставки персонажей из вселенной фильмов и других сериалов? И что ждет другие космические оперы, экранизации знаменитых книг и адаптации популярных вселенных, авторы которых не могут не смотреть в сторону триумфа Disney+ у критиков и зрителей?
Когда-то успех «Сорвиголовы» на Netflix привел к появлению новой модели сериала по комиксам — мрачной, жесткой, реалистичной. Успех «Мандалорца» (возможно, самого раскрученного фэнтези- или НФ-сериала после «Игры престолов») тоже обязательно приведет к появлению новой модели — красивого, но совершенно пустого сериала без сквозной истории, зато с огромным кастом персонажей, про которых все точно знают, плохие они или хорошие.