19 декабря 2014
Обновлено 09.05.2015

«Звездная карта»: сатира на Голливуд или притча об одиночестве?

«Звездная карта» - новый фильм Дэвида Кроненберга («Экзистенция», «Автокатастрофа»), который вышел в российский прокат на этой неделе. Критики расхвалили фильм за безжалостное изображение пороков Голливуда, но мне кажется в этой картине едкая сатира – далеко не главное. В ней можно увидеть глубоко личную историю потерянной и отвергнутой девушки, стихотворение о свободе от всего, хорошего и плохого, с рефреном из пожаров, онемения и криков в пустоте.
«Звездная карта» - новый фильм Дэвида Кроненберга («Экзистенция», «Автокатастрофа»), который вышел в российский прокат на этой неделе. Критики расхвалили фильм за безжалостное изображение пороков Голливуда, но мне кажется в этой картине едкая сатира – далеко не главное. В ней можно увидеть глубоко личную историю потерянной и отвергнутой девушки, стихотворение о свободе от всего, хорошего и плохого, с рефреном из пожаров, онемения и криков в пустоте.
«Звездная карта»: сатира на Голливуд или притча об одиночестве? - фото 1

Фильм рассказывает о двух голливудских семьях. В одной отец (Джон Кьюсак) помогает звездам справиться с их психологическими проблемами, создавая в собственной семье далеко не здоровую обстановку. Мать всецело поглощена карьерой сына-актера, который в свои 13 лет успел серьезно подсесть на наркоту и полежать в реабилитационной клинике, а теперь ходит по краю релапса.

Вторая семья – это стареющая актриса, пытающаяся выбить себе роль собственной давно погибшей матери, с которой их связывали крайне странные отношения. В этом клубке любви, зависти и ненависти к родительнице актриса пытается найти потерянные части себя. Ей кажется, что сыграв мать, она восстановит разрушенное той самоуважение, вернет власть над своей судьбой. Она нанимает в личные ассистенты Агату, девушку с обожженными руками и лицом, которая приехала в Голливуд совсем недавно.

Две семьи оказываются связаны: отец-психолог проводит индивидуальные сеансы с актрисой, помогая ей избавиться от призрака матери, сковывающего ее сознание. Агата же проявляет все больший интерес к семье 13-летнего актера, пока не выясняется, что она вовсе не чужая этим людям.

Большинство зрителей, а также, похоже, сам Кроненберг видят в фильме прежде всего сатиру на Голливуд. Глубины порока и извращенности шестеренок фабрики грез.

Если честно, в таком качестве этот фильм мне абсолютно не интересен – как моралист-обличитель, тыкающий пальцем в лужи гноя, кокаина и спермы, в наркомана-малолетку, в жалкую актрису, одержимую мертвой матерью, в отца-психолога, забывшего о самых простых человеческих чувствах, потерявшегося в собственной высокопарной брехне.

Сомневаюсь, что кому-то до сих пор может быть интересна грязь ради грязи и обличения образа жизни звезд. Если в фильме не было бы больше ничего, то я вряд ли смог бы досмотреть его до конца. К счастью, это далеко не все, что в нем есть, даже если сценарист и режиссер картины этого и не делали на этом акцента.

В фильме есть боль. Сильная, вызывающее настоящее сочувствие. И подана она не через сцены насилия, рыдания и исповеди, а как-то очень тонко, ненавязчиво, укрытая за громкими «разоблачениями» и безумствами.

«Звездная карта»: сатира на Голливуд или притча об одиночестве? - фото 2

Человека лишили дома, лишили семьи, любви, и он как побитая собака сидит под дверью, лижет руки, смотрит на близких и ждет, что ему снова позволят вернуться, дышать, жить.

Вот эта невозможность жить, задержанное на много лет дыхание – покоряет. Человек столкнулся с сумасшедшими тяготами и придумал им свои, сумасшедшие решения. Если читать стишок, то призраки уходят, если сыграть свадьбу на пепелище, кошмар закончится.

Я не хочу верить, что это фильм только про мир перверсий и расслоения душ, про мрак за кулисами, я предпочитаю видеть в нем историю про путь в этом мраке, про то, как держатся влажной холодной стены и двигаться к свету. Но не стоит ждать хэппи энда, этот свет – вовсе не счастливое будущее. Это просто место, где стихают все голоса.

В конце концов, в хорошем кино каждый может найти нечто, важное именно для него, вытащить из цветастого калейдоскопа свою историю.

На школьных моих тетрадях На столе моем на деревьях На песке на снегу пушистом Я пишу твое имя

Мне показалось странным, насколько спокойно снят этот фильм. Нет ни попыток нагнать саспенс, ни истеричного монтажа, все крайне буднично и монотонно. Вот у конкурентки актрисы умирает сын, актриса пляшет от радости, ведь роль теперь достанется ей – сцена будничная, как чаепитие. Вот преследуемый призраками актер душит малолетнего коллегу в своем трейлере – все как во сне, от реальности, от осознания ужаса нас отделяет упругая стена, клубящаяся ватная пелена.

Это показывает рутинность голливудского безумия. Мне кажется, создатели все же шагнули дальше высмеивания это безумия, и попытались показать то, что скрывается в глубине всех этих лепестков черствости и развращенности.

Что будет если показать порочность, но приглушить звуки и цвета, отодвинуть ее в сторону и посмотреть на людей – осталось ли в них что-нибудь человеческое? Оказывается, осталось: боль, страх, необходимость в близости и любви, которую невозможно удовлетворить в мире фантомов.

Люди, попавшие в это аморальное зазеркалье, вряд ли смогут очнуться от своей искаженной морали, живым людям они всегда будут казаться чудовищами, и в этом есть некая печальная обреченность.

«Звездная карта»: сатира на Голливуд или притча об одиночестве? - фото 3

Джулиана Мур, которая в последнее время, кажется, снимается везде, уже получилась свои заслуженные награды за роль стареющей актрисы. Кьюсак, которого я никогда не воспринимал, как серьезного актера, пока не понял, что он играл главную роль в «Быть Джоном Малковичем», здесь снова перевоплощается до неузнаваемости в роли бессердечного отца и личного гуру актрисы.

Роберт Паттинсон в небольшой роли голливудского шофера лимузина, мечтающего попасть в индустрию, олицетворяет сценариста картины, который в свое время развозил клиентов по фабрике грез на лимузине, собирая материал для этого фильма. Но в фокусе картины, конечно, прекрасная Миа Васиковска, добавившая в свою копилку еще один запоминающийся образ.

На всех прочтенных страницах На страницах белых и чистых Камень кровь ли зола ли бумага Я пишу твое имя

Ни для кого не секрет, что я люблю Васиковску, она стала для меня самой близкой сердцу актрисой. И, конечно, не за роль Бертоновской Алисы, а за бесчеловечную социопатку из «Стокера» (фильм от создателя «Олдбоя»), за кровососущую социопатку из «Выживут только любовники» Джармуша, и за бесстрашную социопатку из «Троп». А теперь вот и за обожженную социопатку Агату из «Звездной карты».

Ключевой момент в том, что их не перепутаешь. Это не type casting и не неумение выйти за рамки, персонажи разные абсолютно, и социопатия у них разная, поэтому одну Васиковску не примешь за другую.

От Индии будешь держаться подальше, к Робин сядешь поближе, но разговор заводить не станешь, просто захочется помолчать вместе, а с Агатой можно интересно поговорить, только нужно осторожно выбирать слова, словно касаешься свежих ожогов.

«Звездная карта» для меня фильм не о знаменитостях и аморальности, а о вакууме фабрики звезд, в котором так страшно и больно – без любви. Но я не про сентиментальность, это экзистенциональный кошмар, видение холодной вселенной и одинокого тела во мраке, которого касается лишь просроченный свет далеких холодных звезд. О том, что перепробуешь все, как бы безумно оно ни выглядело, лишь бы спастись от этой всепожирающей пустоты.

На разлуке без мысли о встрече

На одиночестве голом

На ступенях к смерти ведущих

Я пишу твое имя

Свобода

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
PrivateJoker
PrivateJoker
Кроненберг последнее время уже не столь наполнен энтузиазмом, это очевидно и печально.