28 августа 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Знакомьтесь, Сэм Лэйк!

Знакомьтесь, Сэм Лэйк! - изображение обложка

История о том, как чернильным голосом финского писателя заговорили MaxPayne и AlanWake.

Финляндия выбивается из общего числа европейских государств. К Скандинавии она имеет такое же отношение как Япония к Китаю. Ее Язык сложен и не принадлежит к широкому спектру романо-германской семьи языков, на которых говорит закрепившаяся в нашем сознании стереотипная Европа. Эта страна обрела свое лицо лишь в начале прошлого века, вобрав в себя по крупицам колорит и своеобразие соседствующих держав.

Будучи государством северным, она может оказаться очень близкой ментально русскому человеку. Равно как и Россия, Финляндия богата талантами (один Сибелиус чего стоит!). В рамках настоящей статьи, хотелось бы сегодня поговорить о человеке, оставившем неизгладимый след в игровой индустрии; о писателе, вдохнувшем жизнь в полюбившихся нам героев игр от Remedy Entertainment.

Дружба порой творит чудеса. Вот и Сэм впервые попал в игровую индустрию не по собственной инициативе, а по просьбе друга Петри Ярвилехто, по совместительству основателя той самой компании, что подарит нам десятки незабываемых часов, предлагая окунуться в мрачную атмосферу криминального Нью-Йорка в роли полицейского, которой волею судьбы встает на кровавый путь мести.

Для некоторых игр сюжет определенно не главное. Во многих случаях он лишь наполняет смыслом и причинно-следственными связями (причем не всегда удачно сформулированными) происходящее на экране. Однако, есть и такие проекты, где сюжет выходит если и не на первый план, то, как минимум имеет ровно такое же значение, как геймплей и все остальное, поскольку именно изысканная история, рассказанная лаконичным красивым языком пленяет игрока, заставляет его верить в происходящее, сопереживать виртуальным протагонистам и заставляет геймера не бросать игру, а пройти ее до конца.

И если в первой игре Remedy Entertainment DeathRally Сэм Лэйк стал в какой-то степени заложником условностей, что составляют механику гоночных аркад, то в последующих играх студии, ему удалось как следует развернуться и блеснуть своим не только литературным, но и актерским дарованием.

О MaxPayneможно говорить бесконечно долго, но мы остановимся лишь на тех аспектах этой культовой игры, к которым приложил руку сам Сэм Ярви, то есть Лэйк.

Все фанаты, не отказывающие себе в удовольствии время от времени цитировать меланхолические, наполненные безнадежностью и фатализмом монологи Макса, так или иначе, цитируют скромного талантливого финна. Сэм Лэйк является полноценным автором и главным сценаристом первых двух частей данной игровой нуар серии. Он дал главному герою внешность и выступил в роли актера при съемке графических новелл, оформленных в лучших традициях прославленных трудов Алана Мура и Фрэнка Миллера.(Поправка: это справедливо только для первой части, при создании сиквела был приглашен актер Тимоти Гиббс)

Знакомьтесь, Сэм Лэйк! - фото 1

Кроме того, принял участие в дизайне и проектировании уровней, как для первой, так и для второй частей. Тем Максом Пейном, которого мы все горячо любим и знаем, игроки обязаны Сэму. Лэйк наделил отчаянного детектива душой, настоящими переживаниями и эмоциями. Игроки становились свидетелями стильной угнетающей драмы, разыгрываемой по ту сторону монитора. Пример MaxPayne очень хорошо иллюстрирует мнение о том, что облик игры вполне может определяться и зависеть от усилий одного конкретного человека. Вспомним хотя бы Дэвида Кейджа (Fahrenheit_, Heavy__Rain, Beyond: _Two__Souls). Вот и долгожданный MaxPayne 3, лишившись Сэма Ярви как основного сценариста, в руках кудесников из Rockstarкое-что приобрел, но, одновременно с этим, и многое потерял.

Следующим проектом, вышедшим из под пера Сэма, был AlanWake. Вдохновленный творчеством Стивена Кинга, Стэнли Кубрика, Дэвида Линча и Пола Остера, Лэйк предложил игрокам очутиться в шкуре, переживающего кризис писателя. Работая в новом для себя жанре психологического триллера (вопреки многим журналистским клише Сэм брезговал называть свое детище хоррором), он открыл геймерам новые грани свое таланта, одновременно с этим не отступая от истоков.

Знакомьтесь, Сэм Лэйк! - фото 2

Начнем с того, что обе игры названы в честь главных героев и сюжет каждой сконцентрирован в первую очередь на внутреннем мире протагониста. В отличие от MaxPayne, история Алана более самобытна с точки зрения кинематографичности, поскольку ориентируется уже не на отдельный жанровый срез (в случае с Максом это были боевики), а на целый пласт мистической и хоррор культуры. Тем не менее, такой подход, при всей своей привлекательности сыграл с создателями злую шутку. Работая в границах одного жанра, авторы наделили MaxPayneлитературным и сценическим своеобразием, а в AlanWake, к сожалению, наряду с целой плеядой удачных концепций и находок, присутствует большая часть очевидных заимствований. Возможно с выходом сиквела, AlanWake станет наконец таким, каким мы все мечтаем его видеть, а пока нам приходиться довольствоваться сомнительным спин-оффом и ждать выхода QuantumBreak.

Знакомьтесь, Сэм Лэйк! - фото 3
Комментарии 13
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Pilot K12-12S
Pilot K12-12S
Отличная work-биография, сударь. Еще одна благодатная статья. Спасибо
GrimscribeV
GrimscribeV
Кстати да, Алан Вейк ни разу не хоррор, ибо там никто игрока не старается напугать. Да даже давящей атмосферы, наподобие из Сайлент Хилла, нет. Лучше всего бы подошло определение психологический мистический триллер.