10 октября 2025Кино

Злая антитрамповская сатира: рецензия на фильм «Битва за битвой»

Кадр из фильма «Битва за битвой» / Warner Bros.
Кадр из фильма «Битва за битвой» / Warner Bros.

На экранах кинотеатров всего мира сияет новая, заточенная под «Оскар», картина «Битва за битвой» — политическая антитрамповская/антиправая сатира от одного из главных режиссёров современности — Пола Томаса Андерсона («Нефть»). И пока одни рукоплещут яркой самобытной адаптации Томаса Пинчона, другие недоумевают от творящейся на экране вакханалии. Справедливости ради, правда где-то посередине. Кинокритик Ярослав Головня пытается разобраться в тонких перипетиях многослойного фильма, который скорее хочет казаться сложным, чем является им на самом деле

В тексте могут быть незначительные спойлеры!

Год: 2025

Страна: США

Жанр: боевик, триллер, драма, криминал

Режиссёр: Пол Томас Андерсон

Сценарий: Пол Томас Андерсон и Томас Пинчон (литературная основа)

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Шон Пенн, Чейз Инфинити, Бенисио Дель Торо, Тияна Тейлор, Реджина Холл, Джеймс Рэйтерман, Тони Голдуин и другие

Премьера: 25 сентября 2025

Оценка: IMDb — 8.3 / Кинопоиск — 7.4 / Letterboxd — 4.4

Где смотреть: в кино

Вооружённые до зубов революционеры, огласившие себя French 75, во главе с Перфидией Беверли-Хиллз (Тейана Тейлор) всеми силами пытаются бороться за свободу. В этой же компании трудится подрывателем Боб Фергюсон (Леонардо ДиКаприо) — мягкотелый хиповатый муж Перфидии. Они устраивают серьёзные диверсии: взрывают военные базы и освобождают задержанных нелегальных мигрантов. В общем, полноценное Viva la Revolución — с насилием, запрещёнными веществами, алкоголем и беспорядочным сексом. Трудно сказать, сколько человек насчитывает ячейка French 75, но их как будто и не стараются поймать, несмотря на порой жестокие преступления. В конце концов, безумствам всё же приходит конец, и главные герои уходят в подполье, когда полковник Локджо (Шон Пенн) объявляет охоту на Перфидию и её соплеменников.

Годы спустя история переключается на постаревшего Боба, считайте, революционера-пенсионера. Он растит дочь Уиллу (Чейз Инфинити), живёт в изоляции, много пьёт и боится, что однажды за ним придут. И ведь в какой-то момент приходят. Локджо спустя 16 лет после событий пролога решает отмыть кое-какие свои грехи, чтобы вступить в «Рождественский клуб приключений» — нацистскую братию. И теперь вооружённые коммандос следуют по пятам пропитого Боба и Уиллы, а революционные ячейки по-прежнему существуют где-то там…

Забота о семье и подрастающем поколении — одна из ключевых идей фильма

Источник: Warner Bros.

Забота о семье и подрастающем поколении — одна из ключевых идей фильма

Источник: Warner Bros.

То, от чего не укрыться в современном цифровом мире — это сарафанное радио, которое порой играет злую шутку с обывателями. Если в сети вы наткнётесь на заголовки вроде «Лучшая роль Леонардо ДиКаприо», «Фильм года», «Шедевр 10/10», а сами смутно представляете, кто такой ПТА, — на сеансе у вас могут возникнуть проблемы. И даже сарафан пока что не особо помогает ленте в прокате.

«Битва за битвой» — это очень злая гиперболизированная политическая сатира. Не такая забойная, как у братьев Коэн, и не стреляющая в сердце простого люда, как, например, у Мартина МакДона («Залечь на дно в Брюгге»). Их фильмы не источают злобы на весь мир, а ехидно посмеиваются над многими вещами.

Можно сказать, что их сатирические фильмы — это блюда высокой кухни. Фильм ПТА, безусловно, из той же категории — он дорогой (бюджет 130 $ млн), красиво снятый и с маститыми актёрами, вот только послевкусие после него такое, да, будто ты съел действительно что-то очень дорогое, но это дорогое хочется побыстрее выплюнуть.

Юная звезда фильма «Битва за битвой» Чейз Инфинити. Это всего лишь вторая её роль в карьере

Источник: Warner Bros.

Юная звезда фильма «Битва за битвой» Чейз Инфинити. Это всего лишь вторая её роль в карьере

Источник: Warner Bros.

Биполярный пролог фильма ярко демонстрирует прелести жизни революционеров глазами режиссёра. Они являются психически неуравновешенными, правда, как и все герои фильма, за исключением Сэнсэя (Бенисио Дель Торо), которого, к сожалению, слишком мало. Как бы безумно они ни выглядели, именно действия персонажей в прологе задают направление всем дальнейшим событиям. Режиссёр пытается и высмеять всех подряд, и одновременно проявить сочувствие, кроме, конечно, власть имущих белых политиков-нацистов, которые захватили самую демократическую страну планеты.

Когда безумие пролога кончается с уходом из сюжета персонажа Тейаны Тейлор — смотреть «Битву за битвой» становится намного проще, но не сказать, что приятнее. Герой ДиКаприо чем-то напоминает его же персонажей из «Однажды в Голливуде…» и «Не смотрите наверх». Он сломлен, уставший, излишне эмоционален, но смотреть на него со зрительской позиции по-прежнему одно удовольствие.

Фильм снят на 35-мм плёнку в формате VistaVision

Источник: Warner Bros.

Фильм снят на 35-мм плёнку в формате VistaVision

Источник: Warner Bros.

Хайп вокруг фильма — всего лишь попытка создать себе кумира и нарисовать фильм года. Не сказать, что из ничего. Это действительно масштабное кино, моральный компас которого крутится как в Бермудском треугольнике. ПТА поднимает темы расового неравенства, но едва ли чем-то удивляет. Было ли грустно на фильме? Немного. Было ли смешно? Местами. Попадает ли фильм в нерв американской аудитории? Определённо. Российской? Совсем чуть-чуть. И при всём этом по-настоящему хороший фильм может быть универсальным, понятным людям со всех уголков планеты и откликаться в сердце по тем или иным причинам. У «Битвы за битвой» этого нет. По крайней мере, мне так показалось. Андерсон по-прежнему делает что-то авторское, не массовое, ибо кассовые фильмы — не его профиль, это факт, хоть хайп его новой работы и вышел из-под контроля — это всё равно нишевое кино для того, чтобы собрать «Оскаров».

Если закрыть глаза на все претенциозные штуки, которые до нас хотели донести и рассматривать фильм просто как фильм — историю, которую ты пришёл посмотреть в кино, то тут тоже всё не так просто. Сценарий достаточно линейный, с простецкой структурой, напоминающей комедийный экшен-триллер. С минимумом экшена, комедии и триллера.

Шон Пенн играет полковника Локджо, олицетворяющего белую Америку. Он, безусловно, антагонист картины

Источник: Warner Bros

Шон Пенн играет полковника Локджо, олицетворяющего белую Америку. Он, безусловно, антагонист картины

Источник: Warner Bros

«Битва за битвой» — дорогущее кино, да ещё и с актёрами категории A. Именно благодаря актёрам и бюджету внушительный хронометраж (2 ч 41 мин) не ощущается таким уж большим, что, безусловно, огромный плюс. История бежит из точки А в точку Б вместе с запыхавшимся ДиКаприо в халате, уже давно не играющего однозначно положительных героев. Вот и его Боб — это кладезь огромного количества пороков, которые уходят на второй план, когда речь идёт о семье. В этом, пожалуй, главный плюс фильма. За всей политической агрессией и тёмной стороной жизни революционеров, ПТА заложил действительно хорошую и очевидную мысль — семья и забота о новом поколении превыше всего. И ничто в этом мире больше не имеет значения.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь