Жуть. «Прекрасная тьма» — красочный хоррор-эксперимент в оболочке детской сказки
- Годы выхода: 2014;
- Пишет Фабьен Вельманн, рисует дуэт Кераскот (Мари Помпюи и Себастьян Коссе);
- Издательство: Drawn & Quarterly;
- На русском языке выпущен в 2017 году издательством Jellyfish Jam.
Первое и самое важное, что стоит сказать о Beautiful Darkness, — это нетипичный хоррор-эксперимент. Ближайшая ассоциация — «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. На примере маленьких человечков, некогда живших в голове у погибшей при неизвестных обстоятельствах в лесу девочки, читателю показывают исследование человеческого характера в чрезвычайных условиях. Как общество стремительно деградирует, будучи уверенным, что оно поступает единственно правильно, как те редкие люди, кто сохранили рассудок, оказываются изгоями нового общества. Все это подается через метафоры и яркие образы, которые откровенно шокируют.
Этот французский комикс построен таким образом, что милые маленькие человечки, еще вчера обитавшие в голове девочки, пытаются выжить в лесу, полном опасностей для существ их размера. Причем пока одни ищут провизию и строят убежища, другие не могут отделаться от прошлого образа жизни и манипулируют остальными, заставляя их делать все вместо себя. При этом сама девочка лежит в лесу и медленно разлагается. Следовательно, времени проходит много, и с каждым днем человечки все меньше и меньше начинают быть похожими на себя.
Человечность сохраняют лишь единицы, остальные приходят к тому, что убийства, каннибализм и обман — новые реалии их жизни. Табу больше нет, главное — выжить. Любой ценой.
Beautiful Darkness стоит воспринимать именно как эксперимент, в котором Фабьен стремится показать, как легко подтолкнуть людей к потере своей человечности. В образе погибшей девочки видится собирательный образ радикальных перемен, катастрофы, которая вынуждает жителей ее некогда светлой и полной надежд головы выходить наружу, где мир их не ждет, где все они — чужие. А потому и старых правил больше нет.
Вельманн пишет их не осознающими до конца, что они творят. При чтении благодаря рисунку Кераскот складывается впечатление, что это «антисказка», пародирующая другие произведения, в которых всегда все заканчивается хэппи-эндом. А еще Beautiful Darkness отлично иллюстрирует детскую жестокость, которая гораздо страшнее взрослой жестокости.
Ребенок не всегда до конца осознает, что делает, когда совершает нечто ужасное. То же и с человечками — выдуманными существами, раньше жившими в голове девочки, — они настолько же ужасны, насколько милы и невинны.
Отдельно хотелось бы остановиться на рисунке Beautiful Darkness. Если в начале комикса он яркий и красочный, как подобает детской сказке, то по мере морального разложения персонажей, и он становится таким же тусклым, серым, словно, сам комикс начинает гнить следом за маленькой девочкой, умершей в лесной чаще.
И это уже не говоря о самом ребенке — ее разложение показывается на фоне, и чем больше времени проходит, тем страшнее на нее смотреть.
Beautiful Darkness, несмотря на общий сюжет, связанный с принцессой Авророй, поделен при этом на отдельные эпизоды, посвященные каким-то второстепенным персонажам и их судьбе. И пугает комикс как раз не главной историей, а побочными линиями. Увечья, издевательства, боль, смерть — все эти вещи предстают в ярком акварельном рисунке, что вызывает замешательство у читателя. Он попросту не знает, как правильно реагировать на все представленное на страницах этого комикса, из-за чего просто нет подходящих слов, чтобы описать эмоции, которые он вызывает.
Еще одно достоинство этой истории в ее самостоятельности. Вам не нужно быть знакомыми с авторами или читать много других хоррор-комиксов — в Beautiful Darkness невероятный эффект погружения, который работает на каждого читателя, и разные люди выносят из него совершенно непохожие мысли.
ЗА относительно небольшой срок уже четвертый или пятый раз читаю тут про этот комикс примерно тот же текст с ровно теми жа артами в качестве иллюстраций. Первый раз было интересно.
Комикс на самом деле страшный и жестокий, но очень короткий и не дает никаких ответов. Хотя, может, это и к лучшему.