30 октября 2013Игры
Обновлено 13.03.2016

Жив ли жанр Survival Horror в современной ААА-индустрии?

Предисловие. - "AAA" - жаргонизм, использующийся в медиа-индустриях(включая видео-игры) обозначающие проекты с огромными маркетинговыми бюджетами, нацеленные на массовую аудиторию.
Предисловие. - "AAA" - жаргонизм, использующийся в медиа-индустриях(включая видео-игры) обозначающие проекты с огромными маркетинговыми бюджетами, нацеленные на массовую аудиторию.

В ночь на Хэллоуин, многие игроки конечно будут играть в классику жанра, вроде Silent Hill, Resident Evil, или же более современные итерации жанра, такие как Amnesia, Slender или Outlast. Давайте разберемся - что же произошло с жанром Survival Horror за последние 8-9 лет. Как правило весь жанр у нас ассоциируется с уже умершими на сегодняшний день сериями, которые мутировали в уродские “перестреляй зомби из минигана” или “выполни правильно QTE, чтобы не дать ходячему трупу загрызть персонажа”. Примеры тут даже не нужны, но все же. Последние две игры в основном сериале Resident Evil (Operation Raccoon City настолько плоха, что даже вспоминать не хочется) продолжили наращивать боевую систему - заданную четвертой частью: увеличивая количество оружия и взрывов на квадратный метр в каждой последующей части серии. Resident Evil 4 начали создавать уже после финансового провала ремейка первой игры на GameCube, так как от игры - по словам издателя - не только требовалось привлечь более обширную аудиторию, но и удержать старых фанатов серии. Для этого авторы попытались повторить неудобное управления от второго лица, которое было в первых трех частях, сделав неудобное управление от третьего лица, с камерой из-за плеча. К сожалению, игра стала оглушительным хитом, частично из-за хвалебных оценок прессы, а не хардкорной аудитории. Тем не менее, именно эта игра стала той точкой не возврата для ААА*-игр от больших издателей, после которой жанр сначала скатился в банальный отстрел монстров, а затем деградировал в Resident Evil 6: в бессмысленный, неинтересный и провальный во всех отношения экшен. В котором зомби лишь пушечное мясо, но никак не наводящие ужас зловещие мертвецы.

Серия Hunting Ground всегда могла сохранить баланс между хоррором и адвенчурой.

Серия Hunting Ground всегда могла сохранить баланс между хоррором и адвенчурой.

Сейчас как раз самое время издателям принять тот факт, что жанр Хоррора еще можно оживить. Тем более смотря на это поколение консолей, которое банально линчевало жанр еще до выхода любой игры - например Alone In The Dark (2008 года) - испортив их полностью. При этом мы все помним насколько Survival Horror был силен в предыдущем поколении, особенно на PS2. Fatal Frame, Hayarigami, Kaerazu no Mori, Saishuu Densha (The Last Train), Blood The Last Vampire, The Fear, Shiju Hachi, Rule of Rose, Haunting Ground, Clock Tower 3, Echo Night: Beyond, Trapt, Evil Twin: Cyprien’s Chronicles, Siren и Cold Fear (которым должен был стать RE4, но из-за попсовости авторы побоялись идти дальше) - все эти серии знакомы и любимы фанатами жанра, да и простыми игроками тоже. Тем не менее, издатели годами(9 лет уже) пытаются доказать нам, что Survival Horror, как жанр, давно умер и подобные игры никто не покупает. И даже в играх, которые пытаются остаться в жанре, издатели вставляют много взрывов, пушек и кооперативное прохождение, видимо от отчаянья. В итоге - повторяюсь - мы видимо убогий набор программного кода. Например: Resident Evil 6 и Silent Hill: Homecoming. И, к сожалению, многих издатели заставили поверить в это: не только игроков, но и прессу(кто там поставил RE6 высокие баллы?). В одном, кстати, они уверены: для ААА-игр хоррор умер, как один из главных и основных элементов гейм-дизайна.

Outlast действительно страшная игра.

Outlast действительно страшная игра.

Что, конечно же, полная чушь. И вот почему… У нас уже несколько лет есть примеры того, как из _Survival Horro_r можно сделать действительно страшные и мрачные игры, при этом привлечь к нему огромное количество людей, и - соответственно - достойные продажи. И все это за гораздо меньшие деньги, а - иногда - даже не имея рекламного бюджета вовсе. Если же вы до сих не догадались о каких играх идет речь - прошу: Amnesia: The Dark Descent, OutLast и Slender.

Первый Dead Space был идеальным экшен-хоррором. Правда камера мешалась

Первый Dead Space был идеальным экшен-хоррором. Правда камера мешалась

Эти игры подтверждают, что может жанр видео-игр, который действительно популярен и может при этом напугать - еще существует. Все эти игры объединяет одно: в них нету, или почти нету, элементов боевой системы. Нет оружия, нет взрывов, нет даже возможности ответить противникам ударами кулаков. Это чистое выживание, где игрок один на один со своим страхом, и монстрами, которые могут сожрать персонажа. Более того, в некоторых из них еще меньше элементов отражения атак монстров, чем в первых играх этого жанра. В Outlast, например, У героя все лишь есть видео-камера, но тем не менее игроку нужно выбраться из особняка полного психов и безумцев, которые разорвут его при первой же встрече.

После этой игры многие стали боятся розовых кроликов

После этой игры многие стали боятся розовых кроликов

А самое интересное то - что у этих игр почти не было денег на какую-либо рекламную компанию(лишь деньги на оплату места в Steam, издание Valve, и бюджет на саму разработку проекта). И помогли таким играм раскрутиться лейтсплейщики (последние из тех кого ААА-издатели хотят видеть в игровой индустрии сегодня) с миллионами просмотров - и дающие огромную рекламу малым проектам, которая стоит миллиона зеленых(американских долларов) большим издательствам. И это самая грустная вещь, в поколении где Хоррор-игры были раздавлены ААА-издателями, сам жанр не только не умер, но и процветает как никогда. И большие компании - базируясь на продажах уродливых подобиях хоррора, вроде RE6, посчитали, что жанр умер. Но доказали ли они, что жанр “вышел из моды” - нет. Они даже не пытались, путем создания чистых игр в жанре - а бросили все попытки после бездарной подделки, которая - естественно - не продалась. В то же время, малые игры - которые являются чистокровными представителями жанра - получают продажи, популярность и получают бесплатный пиар на том же Youtube. Почему же все так? Вам это может показаться глупо - но ответ тут очень прост. ААА-издатели одержимы успехом кино-индустрии, они обожают пускать слюнки смотря на успех Голливудских фильмов. Тем не менее, никто из издателей не хочет учиться на ошибках кинематографа.

Dead Space 3 издатель преврати в ко-оп шутер. За что многие геймеры были ему "благодарны".

Dead Space 3 издатель преврати в ко-оп шутер. За что многие геймеры были ему “благодарны”.

Посмотрите на современные фильмы ужасов. Хороши ли они? Более чем достойны просмотра. Популярны ли они? Более чем - на них постоянно ходят как киноманы, так и простые люди. Успешны ли они в финансовом плане? Да, каждый из этих фильмов окупает себя с лихвой. За последние 10 лет ни один из подобных фильмов не был признан не оправдавшим затрат. Успешны ли они, как - например - Властелин Колец? Конечно же нет. Как Гарри Поттер? Нет и никогда не будут. Фильмы ужасов никогда не обладали огромным успехом, как Матрица или фильмы студии Дисней. Тем не менее, ужастики приносят приличный доход,но при этом не стоят как полет на луну и окупаются малой, но прочной фанбазой, которая готова смотреть подобные фильмы. В то же время, более способная игровая индустрия думает, что если конечный продукт не приносит массивный валун денег, скатывающийся с горы вечно-зеленых франклинов (лицевая сторона $100 купюры) - этот продукт не имеет право на существование. И мы, игроки - как не печально это звучит - тоже застряли там же. Сегодня видео-игровая индустрия, находясь в бедственном финансовом положении, предпочтет нулевую прибыль, чем ее малую долю. Издатели хотят все и сразу, или ничего: ибо потенциальная прибыль от чистокровной хоррор-игры есть. Она не огромная. Она не непомерная. И если они не непомерно-огромная, большинство издателей даже не будут рассматривать дизайн-документ такой игры. Еще одна глупая причина такого отношения к жанру ужасов в игровой индустрии, культивируемая горе-гейм-дизайнерами, которые за свою карьеру(благо не долгую) сделали лишь одну качественную игру, да придумали как склепать из бензопилы и автомата гибрид - если в игре не будет боев, то аудитория будет незаинтересованна. Опять же, RE6 наглядно доказала, что аудиторию не интересует большое количество взрывов, тонны оружия и постановка режиссера Майкла Бея в видео-играх, у которых нет логотипа COD или BF. И этом весь страх ААА-издателей, что игроки могут - ВНЕЗАПНО - на минуту заскучать от таких вещей как: медленный темп и напряженность атмосферы, и продать игру на вторичный рынок(о нем немного позже). Для тех, кто не слышал - мы увидим еще один подобный проект, уже по лицензии франчайза Alien. Именно он и показывает насколько сильный этот страх, и насколько глубоко он сидит в мозгах у корпоративных глав издательств. И если все слухи верны, то мы получим игру, где есть только один Чужой. Хорошо ведь, правда? Игрок против Чужого - идеальная игра, вдохновленная той же Amnesia. Могла бы выйти в свет. Слухи так же говорят, что игрок будет сражаться против орд клонированных солдат - как и во всех играх про Чужих, авторы которых боялись отпугнуть массовую аудиторию чрезмерным насилием, жестокостью и мрачностью игры, делая вместо этого аналог MyLittlePony, но с Ксеноморфом в главной роли.

Cold Fear не было замечен из-за RE4, хоть и вносил многие инновации в жанр

Cold Fear не было замечен из-за RE4, хоть и вносил многие инновации в жанр

Мы могли бы играть в аналог Amnesia, с Ксеноморфами. Но нет - только очередной шутан, где нужно отстреливать болванчиков и - может быть - нам дадут пару кинематографичных, и не интерактивных, сцен с Ксеноморфами. Все это лишь потому, что издатели верят, что мы этого хотим, и что мы в этом нуждаемся. Самое обидное в том, что уже много раз геймеры доказали издателям, что не нуждаемся в очередном отстреле болванчиков, где есть крупица мрачного хоррора. А люди которые культивируют подобные игры, конечно же, говорят о вторичном рынке. Главным оратором подобного бреда был Клифф Блезински, многократно заявлявший, что из-за вторичного рынка видео-игр мы не можем иметь игры, в которых нет мультиплеера, сюжетных DLC (скачиваемые дополнения) и остальных плюсов классической консольной разработки видео-игр. Он не прав, так как в последние годы мы получили такие синглплеерные игры, как The Last Of Us, Bioshock Infinite, Tales Of Xillia, Dishonored, не говоря уже об играх от Нинтендо и играх на PS Vita. Более того, каждая из них принесла доход для издателя. Та же Tales Of Xillia, продавшись на Западе всего миллионом копий, уже принесла прибыль и окупилась. Раз уж я упомянул о Dishonored. То Bethesda хотя бы пытается что-то доказать, пускай пока самой себе, продвигая Evil Within. Тем самым добавляя хотя бы одну игру в жанр Survival Horror. Судя по последней презентации - эта игра будет успешной, как среди фанатов так и прессы. А в финансовом плане докажет, что жанр слишком рано списывать со счетов. Самая печальная, для игроков, в том что - никто из остальных издателей не обладает желанием создать нечто подобное.

Fatal Frame всегда был жемчужиной жанра, хоть до массовой публики не дошел

Fatal Frame всегда был жемчужиной жанра, хоть до массовой публики не дошел

Всем спасибо за внимание, статью писал Kirill Neko, специально для журнала _ARRU_Style_©. Найти журнал можно ВКонтакте, Твиттере, а так же на самом сайте проекта

Комментарии 39
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Mr.Pink
Mr.Pink
Неплохая статья. +
cdnm_47
cdnm_47
Ну, о Resident Evil вы зря... Если уж буквоедствовать - настоящим survival-хоррором была лишь первая часть. Экшн-ориентация, и серьезная, прослеживалась уже в похождениях Клэр и Леона, а уж Джилл и подавно коротала время, постреливая в Немезиса всем, что было. Четвертая часть тем и хороша, что перестала портить уже, по сути, устоявшуюся экшн-составляющую изометрической камерой, придя к гармонии формы и содержания. RE еще со времен сиквела взял курс от первозданного ужаса к политическому экшн-триллеру, где заговорам корпораций уделяется кратно больше внимания, чем потреблению человеческих внутренностей. И претензии, что RE6 не пугает наивны. Вам еще до ее выхода честно сказали, что игра сюжетно-ориентированная и вообще "не о том". К сожалению, чистые хорроры, действительно сдали. Любой успешный хоррор должен быть хотя бы немного экшеном, ибо 6-8 часов только и делать, что убегать и прятаться захотят, пожалуй, только фанаты жанра. Outlast? Мало кто знает, что это вообще такое (за пределами игровых гик-форумов это название слышали единицы). "Пенумбра"? "Слендер"? Игры, безусловно, классные - но затерявшиеся где-то в категории "инди для тех, кто в теме". Так что все взоры и надежды - на Evil Within. "Большой" проект в "стиле старой школы" покажет, насколько жанр в наше время перспективен коммерчески. Именно от этого будет зависеть, судьба "бэйевщины" в хоррорах: суждено ей жить и развиваться, либо жанр ужаса все же вернется к корням. P.S. Кстати, Dead Space 3 без коопа мало чем отличается от предшественников - так что напрасно вы на него собак вешаете.