Интернет сломан и не чинится, что теперь делать?
Предыстория
3 апреля 2017 года в подземке Санкт-Петербурга произошел теракт. В процессе расследования было установлено, что террорист-смертник общался со своими подельниками через мессенджер Telegram, используя «секретные чаты». Через год, 20 марта 2018, Роскомнадзор потребовал от Telegram передать ключи шифрования от этих чатов, а уже 6 апреля был подан иск в суд в связи с отказом руководства мессенджера.
Интересны здесь два момента. Во-первых, еще до Telegram в общении террористов обвиняли мессенджер… PlayStation! Это было в 2015 году и обвинение шло со стороны французских властей и СМИ. Тогда историю в итоге замяли, да и журналист, давший делу огласку, признал, что не до конца разобрался в теме.
Во-вторых, Telegram физически не мог исполнить требование РКН. Тут стоит уточнить, что секретные чаты — опция, о существовании которой большинство пользователей этого мессенджера даже не догадывается. Многие предпочитают использовать стандартные, «облачные» чаты — их содержимое, хотя и в зашифрованном виде, действительно хранится на серверах Telegram. А вот секретные чаты предполагают оконечное шифрование — в этом случае и сам текст, и ключи шифрования хранятся только на клиентских устройствах.
13 апреля Таганский суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора и опубликовал решение о блокировке Telegram. Сама блокировка по факту началась 16 апреля — провайдеры получили список IP-адресов, доступ к которым необходимо закрыть. В этот день, ближе к вечеру, Telegram действительно перестал подключаться к своим серверам, а веб-версия стала недоступна. Однако уже с 17 апреля наступили «черные дни» для всего Интернета, о чем мы расскажем ниже.
К сожалению, представители или адвокаты Telegram в суд не явились. По мнению Павла Дурова, их появление там означало бы «легитимизацию фарса». Однако из-за этого даже четкого объяснения, почему именно исполнить прошение РКН невозможно, на суде не прозвучало. Хотя в том, что это бы помогло, есть сомнения.
Возможно, Павел Дуров прекрасно понимал, что из-за попыток заблокировать Telegram окажутся недоступными и множество других ресурсов — и это выдаст всю тщетность затеи. Мол, не решатся же они заблокировать весь интернет? Однако РКН это, кажется, совсем не смущало.
Дело в том, что, во-первых, РКН «выписывал» блокировку сразу целых подсетей, не ограничиваясь конкретными IP-адресами. Это как из-за одного должника отключить свет и воду в целом доме. Во-вторых, довольно скоро Telegram научился «прятаться», регулярно меняя IP-адреса, используя сервисы Google и Amazon, что приводило к пополнению списка блокировок. Александр Жаров, глава РКН, обвинил Telegram в том, что те используют «живой щит», прячутся за другими сервисами, подставляя их под удар.
По состоянию на 17 апреля РКН заблокировал 18 подсетей, то есть, около 18 млн IP-адресов. Поскольку в этих подсетях «гнездился» не только Telegram, то на сбои начали жаловаться различные банки, пользователи Evernote и Viber, местами в магазинах не работала оплата по карте, а главное — проблемы начались у практически всех игровых онлайн-сервисов.
Дело не в Telegram
Пока Роскомндазор бомбил Телеграм, мессенджер продолжал работать. Причем, чем дальше — тем лучше. Поначалу пользователям дали простую и удобную настройку прокси, буквально в один-два клика, а многие VPN-сервисы стали предлагать скидки, при этом Интернет заполонили стати с рейтингом этих сервисов. Однако к концу апреля уже можно было смело отключать все прокси и VPN — мессенджер работал и без них. 1 июня вышла свежая версия Telegram и для мобильных устройств и для десктопов — теперь IP-адреса серверов для рассылки сообщений менялись буквально «на лету».
Тем не менее, ситуация с остальными сервисами оставалась довольно напряженной. Подчеркнем — с абсолютно легальными даже с точки зрения российского законодательства (см. ниже). Поэтому бум подключения к VPN, начавшийся 16 апреля, не прекращается до сих пор — люди просто хотят нормально работать и играть. Наша редакции пару лет назад писала про сервис hideme.ru (теперь называется HideMy.name), и использует его с тех самых пор.
VPN-сервис HideMy.name позволяет подключаться по протоколам Open VPN, PPTP, L2TP и перенаправлять трафик через свои сервера в разных странах, дополнительно делая его анонимным. То есть, вы можете выходить в Интернет как житель Финляндии, Великобритании, Соединённых Штатов — любой страны, в которой есть сервера HideMy.name.
Все настройки для подключения можно производить вручную, или воспользоваться фирменным приложением для Windows, macOS, Android и iOS с удобной и простой настройкой. На официальном сайте также описана процедура настройки некоторых роутеров — во многих случаях это гораздо проще, чем настраивать VPN на каждом устройстве.
Популярность HideMy.name в русскоязычном сегменте обусловлена, во-первых, простой и понятной инструкцией по подключению, доступной на русском языке, во-вторых — быстро отвечающей техподдержкой, а в-третьих — низкими ценами. Один месяц стоит всего 379 рублей, тогда как у ближайших конкурентов пользование сервисом составляет 700-800 рублей в месяц.
Какие сервисы не работали из-за блокировок Роскомнадзора?
Итак, РКН создавал выгрузку для провайдеров, ведь технически блокировку могут осуществить именно они. Забавно здесь то, что у разных пользователей могли быть недоступны разные сервисы, причем, даже если провайдер (точнее, юридическое лицо, оказывающее телекоммуникационные услуги) один и тот же. К примеру, у одного пользователя «Ростелеком» был доступен онлайн-магазин Nintendo Switch — eShop, но сетевая игра в Splatoon 2 не работала. А у другого пользователя (все это конкретные примеры) этого же провайдера все было наборот: мультиплеер в Splatoon 2 работал, а с eShop были проблемы.
Так что все описанное ниже — это общие сведения, собранные на основе массовых жалоб. У отдельных пользователей сервисы, недоступные для остальных, могли прекрасно работать, и наоборот — не работать те, на которые массовых жалоб не было.
PlayStation Network
C 16 апреля у большинства пользователей начались проблемы с PlayStation Network (PSN). Проблемы касались как самого магазина, так и сетевых игр. Пользователи не могли покупать игры, играть онлайн, общаться в сети PSN. Работа основных сервисов PSN была восстановлена только 6 июня, хотя с доступом к «Тусовке» (онлайн-общению) до сих пор наблюдаются проблемы у отдельных пользователей. У автора этих строк на майских праздниках прекрасно работала сама сетевая игра, но не работала «Тусовка» — то есть, голосовой чат (не в каждой сетевой игре есть собственный голосовой чат). Пришлось настраивать VPN и притворяться жителем Швеции.
Nintendo
Жалобы на недоступность онлайн-игр и магазина (на консолях Switch и 3DS) также начали появляться 16 апреля. Игроки отмечали невозможность поиграть по сети в Splatoon 2, Mario Kart 8 Deluxe, Arms и зайти в онлайн-магазин eShop. Ситуация понемногу начала исправляться только к концу мая — онлайн-игры заработали (но не у всех), хотя магазин eShop и в начале июня порой открывался через раз или внезапно закрывался в процессе работы.
Microsoft
Меньше всего действия РКН затронули сервисы Microsoft (не считая веб-версии Skype и Microsoft Azure — они какое-то время были недоступны). Были редкие жалобы от пользователей на работу магазина Microsoft Store на Windows 10 (как 16–17 июля, так и в дальнейшем), однако этот магазин в принципе работает нестабильно. Например, многие из-за сбоев не могли купить Sea Of Thieves, которая вышла 20 марта — почти за месяц до начала блокировок.
Также иногда возникали проблемы с сетевым голосовым чатом — это коснулось и игровых консолей Xbox One, и ПК-игроков, которые для голосового общения использовали приложение Xbox на компьютере. При этом текстовый чат и просмотр профилей были доступны, а голос — нет. Пик этих проблем пришёлся на 16 мая.
Blizzard
18 мая игроки, желавшие поиграть в Overwatch, Destiny 2 или Hearthstone, столкнулись с невозможностью зайти в сервис battle.net. Впрочем, тогда проблемы исчезли буквально в этот же день, а вот через месяц, 16 июня, сервис снова стал недоступен на два дня (16 и 17 июня), хотя и потом сбои наблюдались целую неделю.
Google/YouTube
В течение всей «войны за Telegram» доступ к сервисам Google периодически был либо невозможен, либо осложнен крайне низкой скоростью. Больше всего жалоб приходится на 22–23 апреля, а также неделю с 7 по 13 мая. В эти дни у некоторых пользователей даже не открывалась страница поисковика, не говоря уж о чтении почты и просмотре видео и стримов. Самое смешное, что какое-то время не работала reCAPTHA — сервис, интегрированный во множество сайтов, и позволяющий отличать человека от робота.
Wargaming
17 апреля игроки сообщали о проблемах с доступом к играм World Of Warships Blitz и Total War: Arena. Остальные игры компании (в частности, World Of Tanks и настольная версия World Of Warships) работали без сбоев.
Социальные сети и мессенджеры
Во время блокировки Telegram досталось и Viber, и Slack, и «Одноклассникам». С Viber сложности начались 16 апреля, как и у других, однако вскоре были исправлены. Тем не менее, 18 мая мессенджер снова стал недоступен в некоторых регионах. Проблемы же с популярным корпоративным мессенджером Slack продолжаются до сих пор: время от времени наблюдаются проблемы с обновлением чатов, отправкой сообщений и пуш-уведомлениями.
Сайты и сервисы
Онлайн-школа английского языка Skyeng, курьерская служба «Птичка», сайт «Лайфхакер», сервис облачного видеонаблюдения Ivideon, облачные заметки Evernote, музыкальный сервис Spotify, платформа для инвестиций Tezis, а также Adobe Creative Cloud, Android Pay, Apple Pay, оплата по «обычным» банковским картам и другие. Это, конечно, не полный список, но, уверяем вас, ничего «запрещенного» в нем нет, все это абсолютно легальные сервисы, которые тоже оказались частично или полностью недоступны на какое-то время.
Но интереснее всего, что 17 апреля не работал даже сайт самого Роскомнадзора! Правда, позже представители сервиса сослались на DDoS-атаки.
Что нас ждет в будущем?
Уже сейчас видно, что с технической стороны мессенджеру Telegram практически ничего не угрожает. Конечно, правительство могло бы попытаться вообще сделать само его использование незаконным, однако тогда непонятно, как это контролировать, да и вообще — многие члены правительства и сами предпочитают этот мессенджер другим.
Однако, как мы уже сказали, дело совсем не в Telegram. Мессенджеры вообще вещь преходящая — за последние 15 лет их популярность то взлетала до небес, то падала ниже плинтуса (ICQ/QIP, Mail.ru Агент). Причем, на сегодняшний день у Telegram есть несколько прямых аналогов, а тот же WhatsApp предлагает оконечное шифрование не в качестве опции, а по умолчанию (интересно, что многие «поклонники» Telegram, хвалящие его за безопасность, эти самые «секретные» чаты ни разу и не включали).
Тем не менее, сама ситуация, когда запрещенный ресурс у всех прекрасно работает, а разрешенные ресурсы — нет, вызывает раздражение. Получается, в любой момент может «отвалиться» ваш рабочий инструмент или любимая онлайн-игра. Просто потому, что какие-то дядьки там, наверху, не разобрались, как работает Интернет? Или потому, что им наплевать, что нужно вам, а главное для них — поиграть в вахтера? Ведь, никто же из них не скажет: «Ты не можешь поиграть в Overwatch потому, что мы заботимся о твоей безопасности». Хотя как-то так по факту и получается — под знаменем безопасности блокируются сервисы, не представляющие никакой опасности.
В общем, пока VPN-ресурсы не объявлены вне закона, видимо, лучше иметь подписку на один из них. Во-первых, потому, что оплата на год вперед гораздо выгоднее помесячной. Никогда ведь не знаешь заранее, сколько продлится очередная блокировка всего и вся. Во-вторых, VPN предлагает и множество других полезных опций: анонимизация трафика, «подстановка» другой страны (иногда бывает полезно, особенно в некоторых интернет-магазинах и при покупке авиа и ж/д-билетов, когда для России цены почему-то отличаются не в лучшую сторону). В-третьих, одной подпиской решаются практически все проблемы с доступом — не нужно искать решение для каждого случая в отдельности. Вы можете протестировать сервис в течение срока «гарантии возврата» и отменить покупку позже, если сервис вам не пригодится (нам пригодился).
Напомним, речь здесь не о том, как обходными путями пользоваться запрещенным ресурсом. Мы говорим исключительно о возможности нормальной работы с разрешенными, но по «какой-то причине» недоступными ресурсами.