Закат империи
Нужно заметить, что с четой Скайуокеров я познакомился очень забавным образом. Во всяком случае, мне всегда так казалось. Будучи девятилетним мальчуганом я в очередной раз получил в подарок небольшую сумму. Распорядиться ею можно было по-разному, но на тот день меня манили лишь два варианта – либо приобрести видеокассету, либо картридж для Денди. Уже и не помню почему, но мой выбор остановился именно на кино.
Добравшись до небольшого видеоотдела, располагавшегося в продовольственном магазине, я застыл перед огромной витриной. Столько всего, а чего хочется – неизвестно. Недолго думая, я попросил молодую продавщицу одарить меня дельным советом. Пару мгновений спустя предо мной лежал первый эпизод «Звездных войн». Тогда я даже отдаленно не мог представить, сколь желанным он был для миллионов поклонников по всему миру. Но мне был неведом их трепет.
Потому, заприметив на витрине 5-ый эпизод саги, я на добрые полчаса пристал к бедной продавщице с вопросом: «Как первый эпизод может быть новее пятого?» В детской голове подобная хитрость никак не желала укладываться, а ответ: «Потому что так задумано», – меня явно не устраивал. В результате измучив себя самого и продавщицу, я отдал ей кровные монетки в надежде приобщиться к прекрасному.
Как вы думаете, что ждало меня дома? Разочарование. Я не осилил и половины фильма. Мне было до безобразия скучно. А ведь стоило ослушаться ту молодую особу и купить один из эпизодов оригинальной трилогии, все могло сложиться совершенно иначе. Я бы проникся приключениями джедаев гораздо раньше. Но этого не произошло, и я забыл о них на долгие годы.
Лишь в старших классах я вновь столкнулся с главным творением господина Лукаса. Сначала мне под руку подвернулась «Star Wars: Republic Commando», немного погодя и уже по собственной инициативе я добрался до «Knights of the Old Republic», и только после всего этого решил посмотреть породившее их кино. Все шесть эпизодов пролетели словно полуторачасовое представление. Тогда я остался полностью доволен. Это было запоминающееся путешествие в неизведанный мир, истинную прелесть которого я узрел лишь сейчас.
Дело в том, что Джордж Лукас умудрился снять 3 поистине потрясающие картины, срамящие весь современный высокобюджетный кинематограф и доказывающие его несостоятельность. Именно «Звездные войны» окончательно убедили меня в том, что нынешнее массовое кино снимается жадными до денег людьми для лишенных вкуса зрителей.
Я не хочу никого обидеть, но посудите сами – вышедшие совсем недавно «Стражи галактики» были восприняты на ура. Их хвалили, называли нетривиальными. При бюджете в 170 млн. долларов им удалось собрать в прокате более 400 млн. А ведь по большей части это безыдейное кино, не несущее в себе абсолютно ничего нового. Вот оно серое лицо современной и до ужаса дорогой фантастики. Тяжело сказать, когда именно началось это исступление, но вышедший в 1999 году первый эпизод «Звездных войн» ясно показал, что намечается нечто неприятное.
Проблема кроется в том, что 4-ый, 5-ый и 6-ой эпизоды это ярко выраженный представитель приключенческого кинематографа, действие которого никогда не стоит на месте, декорации поражают своим размахом даже сегодня, а герои запоминаются и радуют своим контрастом. Тут вам и строптивый Хан Соло, норовящий послать всех подальше, и сражающаяся за идею Лея, и постоянно верещащий R2-D2. Каждый из главных героев врезается в память. Они живы и колоритны. Свойственно ли это современному кино? Едва ли. Ведь даже главные герои «Стражей галактики», которых хвалили за «нестандартность», навевают скуку. В некоторой степени обесцвечивание персонажей можно наблюдать и в новой трилогии «Звездных войн», ведь Лукас так и не смог найти достойной замены Дарту Вейдеру.
Самое поразительное в кинематографе прошлых лет – технологические дилеммы. Как изобразить парящий в небе город, огромных роботов или снующего по космическому кораблю монстра? У постановщиков тех лет всегда находился ответ. Они изобретали, рисовали и наполняли свои творения теплотой. Именно поэтому новомодные спецэффекты никогда не сравнятся с простенькими декорациями Жоржа Мельеса.
Но оригинальное трио выделяется в первую очередь не персонажами, а тем, что это самое настоящее путешествие, герои которого «колесят» по галактике, топчут необычные миры и сталкиваются с удивительной фауной. А вот новая трилогия лишена этого напрочь, впрочем, как и современное кино. Джордж Лукас вместо безостановочного приключения решил показать напыщенное сражение политических взглядов. На этот раз не горстка разношерстных персон пыталась выжить, а Республика боролась с Империей. И это не есть плохо. Даже скучноватые приключения Энакина выглядят оригинальными и необычайно увлекательными на фоне нынешних однообразных опер.
Упомянутая смена курса, негативно настроившая многих поклонников «Звездных войн» по отношению к Джорджу Лукасу, отражает пренеприятную тенденцию – раньше в мире кино имелось место для картин, в которых во главе угла стоял факт приключения. Приключения, которое было интересно пережить. Раньше целью похода в кино была призрачная возможность заглянуть в новые уголки вселенной, познакомиться с неизведанным и отвлечься от повседневности. И неважно ради чего это приключение затевалось. Сегодня же все чаще фантастические блокбастеры навевают исключительно скуку.
Помимо «Звездных войн» мы с женой не так давно устроили семейный просмотр «Планеты обезьян». Сначала мы наткнулись на «Восстание планеты обезьян». Честно говоря, я не ждал ничего хорошего, но на деле перед нами предстала предсказуемая, но в целом добротная картина. Окрыленные успехом мы решили копнуть глубже и познакомиться с другими экранизациями романа Пьера Булля. Первой работой, которой мы двинулись навстречу, был одноименный фильм 1968 года.
Казалось бы, совсем скоро сие произведение отметит полувековой юбилей, стоит ли ждать от него многого? Но оно оказалось до безобразия прекрасным. Под знакомыми одеяниями блокбастера скрывалось путешествие в удивительный мир. Никаких банальностей, предсказуемых ходов и глупых диалогов. Это была история с актуальным подтекстом, изобразившая людей истинными животными, не знающими жалости ни к себе подобным, ни к менее сообразительным формам жизни. Кино для всех, умудрившееся взрастить в себе глубочайшую мысль и не посрамить первоисточника.
У трилогий «Звездных войн» есть одно необычайно колоритное отличие – наличие не подвергшегося цензуре насилия в оригинальных фильмах. Никто не спорит, зрителей никогда не бывает много, и дети в зале кинотеатра мало кому помешают, но слепая тяга к наживе редко способна обрадовать.
Как только наше путешествие в конец 70-ых подошло к концу, стало ясно – «Восстание планеты обезьян» это хороший по нынешним меркам фильм, но он не идет ни в какое сравнение со своим предшественником. Разные полюса одной планеты, которым не суждено столкнуться. «Планета обезьян: Революция», тоже довольно пристойная картина, окончательно убедила меня в величии самой первой киноадаптации фантазий французского писателя.
Но любопытство не угасло, желание продолжать раскопки не улетучилось. Следующей на очереди была «Планета обезьян» Тима Бертона, являвшаяся в свою очередь ремейком картины 1968 года. Прекрасная возможность выяснить, в каком состоянии находится нынешнее кино. Я ожидал чего угодно, но никак не того, что предстало предо мной. Фильм Бертона лоснился от обилия клише, глупых героев и общей неразберихи происходящего. Дошло до абсурда – мы не смогли преодолеть и первые полчаса, настолько велико было отторжение. Битва была проиграна, 70-ые нанесли сокрушительный удар по нынешним тенденциям – картина, собравшая в прокате более трех своих бюджетов, оказалась редкостной гадостью.
Главная проблема современного высокобюджетного кинематографа кроется не в том, что раньше было «зеленее», а в том, что лучше едва ли станет. С каждым новым блокбастером я все яснее сознаю, сколь прекрасно было массовое кино. «Звездные войны», «Планета обезьян», «Бегущий по лезвию», «Терминатор» и прочие. Вкус массового зрителя выцветает, стандарты занижаются, но он всегда получает желаемое. В связи с этим мой разум рождает один единственный вопрос: «Насколько отвратительным окажется седьмой эпизод «Звездных войн»?»
Колонка отражает исключительно авторскую точку зрения и может не совпадать с мнением редакции.