За что мы полюбили «Во все тяжкие»: мемы, бытовуха и гениальный Брайан Крэнстон
Джесси Пинкман, благодаря жертве своего жестокого заклятого друга Уолтера Уайта, вырвался из лап бывших подельников и направляется прямиком в счастливое никуда.
Но прошлое не собирается отпускать бывшего серого кардинала наркоимперии Гейзенберга — как и посттравматический синдром, заработанный после пережитого. Чем все закончится для любителя науки, метамфетамина и телевизоров с максимальной диагональю экрана, мы узнаем совсем скоро. А пока самое время вспомнить об оригинальном шоу, которое продолжает оставаться одним из лучших перформансов на современном ТВ — пусть с момента его окончания и прошло шесть лет.
История Уолтера Уайта как жестокая метафора на кризис среднего возраста
При всех достоинствах шоу его центральной, и, что самое главное, лучшей частью была и остается метаморфоза главного героя, который проводил зрителя по пути своей жизни на протяжении пяти сезонов.
Мы познакомились с Уолтером Уайтом, когда он был застенчивым школьным учителем, уставшим от стервы-жены и сына-инвалида в самом расцвете возраста школьного пубертата. Коллеги не уважали его, ученики насмехались над тем, что скромный учитель химии вынужден после основной работы мыть машины их папаш, чтобы прокормить семью. Внезапная новость, что он вновь станет отцом в свои 50 лет, не успела окончательно растоптать эго Уайта, потому что за ней пришло известие похлеще, звучащее как окончательный приговор — рак легких.
Больше о «Во все тяжкие»:
- Об обстоятельствах создания «Во все тяжкие» можно узнать из нашего проекта «История сериалов».
Решение начать варить метамфетамин, чтобы обеспечить семью после своей смерти, несло для героя скорее не практический, а более чем сакральный смысл. Почувствовав приближающуюся смерть, обострившую и так опоясавший кризис мужчины, чья половина жизни уже позади, Уолтер достает из глубин собственного нутра самые мерзкие и эгоистичные порывы. Они и становятся центральными чертами его альтер-эго Гейзенберга, которое по крупинке начинает просачиваться в частную жизнь, превращая бывшего мямлю и аккуратиста в жестокого и расчетливого подлеца.
Парадоксальное зрительское сопереживание герою кроется в эффекте стопроцентного самоузнавания — нам близки некоторые порывы Уайта. Сложно представить себе семейного мужчину, который хоть раз в жизни не хотел бы пуститься во все тяжкие, наплевав на свой долг и обязанности, отправившись в кругосветный трип, или затащив в постель всех более-менее симпатичных коллег женского пола.
Кто-то, разменяв пятый десяток, пьет водку на рыбалке с друзьями, прячась от жены. Кто-то варит мет в старом фургоне на границе с Мексикой, скрываясь от наркоконтроля. Разница лишь во внешних рисках.
Персонажи, дополняющие характер главного героя, остаются самодостаточными
В начале шоу кажется, что основная цель присутствия практически всех второстепенных героев сериала в сценарии — развивать сюжетную линию Уайта. Мелкий преступник и наркоман Пинкман представлен в первом сезоне как противоположность рассудительному Уайту, для которого тот вновь становится учителем и духовным наставником.
Но если на протяжении всей истории деградация личности Уолтера начинает приобретать все более шокирующие масштабы, то Джесси наоборот, из эгоистичного и порой жестокого невротика превращается в полностью пересмотревшую свои взгляды на жизнь личность. И его собственный внутренний конфликт становится чуть ли не интересней переживаний главного героя. Свояк Уайта Хэнк, кажущийся бравым копом, который каждый раз оказывается в шаге от случайного разоблачения персоны Гейзенберга, получает травму в перестрелке и проводит пол-сезона беспомощным инвалидом.
И сюжетная арка сильного человека, который утратил способность заниматься любимым делом, и остатки мужественности, становится еще одним поводом притормозить историю главного героя.
Густаво Фринг, Джейн, Туко Саламанка — все эти герои работают на характер Уайта, но их истории не менее интересны. Сольный спинн-офф адвоката Сола Гудмана, который приобрел в последние годы такую популярность — прямое тому доказательство.
Смешение бытового и остросюжетного
Эта особенность шоу вообще остается одной из его главных оригинальных фишек. Несмотря на то, что на поверхности фабула жизни начинающего производителя метамфитамина кажется основной, сериал большую часть своего хронометража рассказывает совсем не об этом.
Львиная доля «Во все тяжкие» — бытовые семейные перипетии Уолтера, который пытается совместить торговлю наркотиками с ремонтом пола в гостиной. Этот умышленный диссонанс между жизнью примерного семьянина, который изображает из себя нищего учителя, и опасным наркодиллером, преступающим черту между жизнью и смертью. Это создает эффект постоянной интриги для зрителя. Вам одинаково интересно, кто быстрей разоблачит героя. Копы или его жена?
Также это смешение быта и криминала работает и на раскрытие дуализма личности Уайта. Все большее преобладание в его характере черт Гейзенберга начинает предельно влиять на его отношения с близкими. И сцена, в которой Уолтер говорит жене, что «Это тот человек, что стучится в двери», утратила бы весь катарсис для зрителя, если бы нас не подводили к ней на протяжении трех сезонов. Так и не отвечая на вопрос, какая из личностей героя стала для него центральной.
Потрясающие актерские работы
Об этом пусть и банальном пункте можно говорить нестерпимо много, чувствуя, что сказал все равно недостаточно. Для Брайана Крэнстона роль Уолтера Уайта стала главной в карьере, и вряд ли актер сможет еще раз показать на экране лицедейский перформанс, дотягивающий до подобных высот. Его преображение из обывателя в костюме цвета грязного болота Альбукерке в опаснейшего социопата, чья личность окончательно стерта ради праведного по его мнению зла, стало одной из лучших актерских работ, которые я когда-либо видел.
Всю мощь его работы можно понять только осилив сериал целиком, и тут же захочется пересмотреть все сначала. Но и другие участники шоу реализовали свой потенциал на пике возможностей.
Анна Ганн, Дин Норрис, Аарон Пол — все они получили лучшие роли в своей карьере. И именно их командная работа сделала «Во все тяжкие» рекордсменом своего времени по числу актерских номинаций на всевозможные премии. Посмотрите сами, чтобы убедиться, что это один из лучших примеров стопроцентной отдачи актеров своей работе.
Предельная мемичность сериала
Еще до массового помешательства интернета на «Игре престолов» «Во все тяжкие» правил бал в деле создания всевозможных мемов. Многие сцены из шоу стали иносказательными, и идеально подходят для контекстных шуток. Народ разобрал на цитаты реплики Джесси Пинкмана, в которых после победного возгласа обязательно нужно добавлять в конце его коронную…Bitch!.
Фраза Уолтера Youʼre goddamn right! превратилась в лучшую похвалу высказанной в интернете мысли, а заброшенная на крышу пицца вообще перебралась в поле шуток в реальности. Владельцы дома, который использовали в качестве фасада для изображения жилища Уолтера в сериале, многие годы безуспешно пытались избавиться от засилья фанатов шоу, пытающихся повторить чудо сдобной эквилибристики.
Одно из немногих современных шоу, которое получило достойный финал
Многие фанаты противились выходу пятого, финального сезона, считая что верным завершением истории должна была стать сцена с Уолтером, который наконец открыл своей жене все свои потаенные страшные черты.
Но благодаря тому, что Винс Гиллиган не пошел на поводу у комьюнити, «Во все тяжкие» смогли завершить все основные сюжетные линии, подведя историю к трагичному и предельно эмоциональному финалу. Сюжетные арки всех действующих лиц получили достойные концовки, а Джесси Пинкман, вырывающийся в конце из того ада, в который его завело потакание интересам Гейзенберга, стал символом нового начала хотя бы для одного из героев. Открытость финала его истории была гениальным сюжетным ходом, дающим зрителям самим решить, что же будет с Джесси дальше.
11 октября мы все узнаем версию Гиллигана, который явно хочет дать нам ответ на этот вопрос. Но будет ли он интересней, чем ваше мнение? А это уже, как говорится, совсем другая история.
- В отдельном материале мы разбирали, какую роль в сериале играет автомобиль Уолтера Уайта — тот самый Pontiac Aztek
- В нашем топе 100 лучших сериалов всех времен Breaking Bad добрался лишь до 45 места — и Александр Башкиров подробно объяснял, чего этому шоу не хватает.