Зачем нужны консольные эксклюзивы? [ЗПН]
риторическим, если бы ответ на него не был для нас столь очевиден. Ведь, как
известно, именно эксклюзивы зачастую являются тем самым решающим фактором, что
заставляет игрока сделать выбор в пользу той или иной консоли. Поэтому платформодержатели
и стараются привлечь на свою сторону именитых разработчиков, дабы те творили
проекты только под их железо, пусть и за большую
стоимость всей разработки. Но так как подобный подход для нас уже не новость,
то я предлагаю вам взглянуть на феномен «Консольного Эксклюзива» с другой
стороны и постараться дать свой собственный ответ на вопрос о необходимости уникальных
консольных проектов для всей игровой индустрии.
PConlyandforever!!!
Прежде чем непосредственно приступать к разбору данного феномена, нам стоить понять, почему вообще фразеологизм «Консольный эксклюзив» так часто мелькает на страницах профильной прессы, в то время как « PC эксклюзив» используется лишь для поддержания вечных споров на тему «PC vs Консоли», «PC only and forever!!!» и иже с ними. Всё дело в том, что в отличие от столь нелюбимых в России консолей, PCявляется открытой платформой, и кто угодно может начать выпускать для неё свои проекты. Возможно кто-то скажет, что на PC есть Steam, который предъявляет требования ко всем желающим продать свой продукт посредством сервиса Valve, но, к сожалению (а может и к счастью), это совсем не так. Ведь согласитесь, как вообще можно сравнивать процессы отбора у Valve и, например, Sony, если у первых его легко может пройти проект с командой из 3 человек, а у вторых об этот «отбор» спотыкаются крупные студии с многолетним опытом работы.
С игрой «Metro: Last Light» нам удалось пройти сертификацию лишь со второго раз. Признаюсь честно - было сложновато. Причём от действительно сложных моментов, когда какие-то штуки не успевали, до весьма забавных. Так, например, за неделю до отправки проекта на сертификацию, ESRB (рейтинговое агентство) прислала нам сообщение о том, что на одной из станции у нас стриптизёрша и у неё явно видна вагина! В итоге у нас было маленькое «совещание по вагине», где мы открыли текстуры и убедились в том, что это лишь игра светотени с воображением человека.
— Андрей Прохоров
Наличие же крупных PC эксклюзивов - то самое исключение из правил, которое их же и подтверждает. И не пытайтесь мне приводить в пример огромное число отличных проектов, которые вышли в последнее время исключительно для PC. Ведь неужели вы думаете, что их создатели не стали выпускать свой проект на консолях лишь из-за любви и верности к своим компьютерам? Как бы не так. Всё дело в том, что на пути к консольному релизу многие разработчики не могут пройти «контроль качества» у Sony, Microsoft или Nintendo. Другие же и вовсе не пытаются прыгнуть выше своей головы и ясно осознают тот факт, что студии не хватит сил выпустить свой проект на консольном железе.
Таким образом, мы приходим к важному для нас выводу, а именно:
«Игра является эксклюзивом, только тогда, когда её специально сделали лишь для одной платформы при явной возможности изначально создать качественный мультиплатформенный проект».
А оно нам надо?
Теперь, когда мы определились с формулировкой игрового определения «Эксклюзив» можно переходить к теме их значимости для платформодержателей.
Первое, что хочется отметить, это уже упомянутая выше необходимость привлечения игроков на свою платформу. Для примера можно вспомнить неудачи Microsoft на японском рынке из-за нехватки качественных JRPG для Xbox 360. В итоге компании пришлось заключить не один дорогостоящий договор на выпуск эксклюзивов от японских разработчиков. И всё это для того, чтобы популяризовать свою консоль на японском рынке и хоть как-то потеснить там своих конкурентов – Nintendo и Sony.
Но не только Microsoft «грешит» подобным подходом. Так, например, компания Sony тоже вынуждена тратить большую часть своих ресурсов на запуск эксклюзивных проектов в тех жанрах, что ранее были не свойственны её платформе. Killzone и Resistance – всё это ответ главному Xbox-эксклюзиву Halo. Ведь не выйди Killzone в своё время на Playstation 2, то возможно и продажи Playstation 3 были бы в разы меньше.
Единственная же компания, которая пока стоит в стороне от этой маниакальной склонности к захвату чужих рынков – это Nintendo. Mario, Zelda, Metroid и многие другие бренды уже много лет позволяют ей оставаться на плаву и с каждым годом лишь увеличивать базу своих приверженцев.
Второй важный момент в платформенной гонке эксклюзивов – это удержание старых игроков и поддержание имиджа самой консоли. Вот тут уже Nintendo и её культ любителей грибов давно занимают лидирующую позицию и явно не стремятся её покидать. Впрочем, это не мешает Sony бросать все оставшиеся ресурсы на поистине уникальные проекты, которые пусть никогда и не переплюнут серию Call of Duty по количеству проданных копий, но навсегда останутся в сердцах игроков за счёт тех ярких впечатлений, что когда-то смогли им подарить. Так, несмотря на всю блеклость линейки PS3-эксклюзивов в 2012 году всего одна Игра Journey смогла наделать столько шума и заработать столько престижных наград, сколько не снилось ни одному разработчику мультиплатформы за последние 10 лет!
Грустные выводы.
Как не печально, но уникальных консольных проектов рассчитанных на массовый рынок с каждым годом становится всё меньше и меньше. И если внутренние студии Sony, Microsoft и Nintendo ещё способны окупить свои проекты за счёт 100% поддержки издателей, то такие компании как Capcom, Namco Bandai или Blizzard Activision просто вынуждены выпускать игры на всех доступных платформах, дабы отбить возрастающие с каждым годом затраты на разработку. Поэтому сегодня мы видим ранее недопустимую ситуацию, когда портирования явных эксклюзивов на другие платформы становится нормой. Так Resident Evil: Revelations уже покинул уютную 3DS и скоро выйдет на всех домашних платформах, включая PC. Похожая участь настигла и Diablo 3, которая вот-вот выйдет на PS3, а позже и на PS4. И не смотря на то, что геймплей игры был изначально заточен под консоли, нам всё равно будет трудно воспринимать игру детства без любимого всеми «бездушного мышеклика».
Вместо эпилога.
Консольный эксклюзив – это настоящее достояние для тех, кто объединился под знамёнами Sony, Microsoft или Nintendo, а потому утеря его недопустима! Конечно, я не буду призывать вас поддерживать рублём каждый проект, выходящий эксклюзивно для одной платформы, но обратить своё внимание на самые достойные Игры для вашей консоли определённо стоит!