04 мая 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Зачем нужны консольные эксклюзивы? [ЗПН]

Вопрос, вынесенный в заголовок, можно было посчитать<br />риторическим, если бы ответ на него не был для нас столь очевиден. Ведь, как<br />известно, именно эксклюзивы зачастую являются тем самым решающим фактором, что<br />заставляет игрока сделать выбор в пользу той или иной консоли. Поэтому платформодержатели<br />и стараются привлечь на свою сторону именитых разработчиков, дабы те творили<br />проекты только под их железо, пусть и за большую<br />стоимость всей разработки. Но так как подобный подход для нас уже не новость,<br />то я предлагаю вам взглянуть на феномен «Консольного Эксклюзива» с другой<br />стороны и постараться дать свой собственный ответ на вопрос о необходимости уникальных<br />консольных проектов для всей игровой индустрии.
Вопрос, вынесенный в заголовок, можно было посчитать
риторическим, если бы ответ на него не был для нас столь очевиден. Ведь, как
известно, именно эксклюзивы зачастую являются тем самым решающим фактором, что
заставляет игрока сделать выбор в пользу той или иной консоли. Поэтому платформодержатели
и стараются привлечь на свою сторону именитых разработчиков, дабы те творили
проекты только под их железо, пусть и за большую
стоимость всей разработки. Но так как подобный подход для нас уже не новость,
то я предлагаю вам взглянуть на феномен «Консольного Эксклюзива» с другой
стороны и постараться дать свой собственный ответ на вопрос о необходимости уникальных
консольных проектов для всей игровой индустрии.

PConlyandforever!!!

Прежде чем непосредственно приступать к разбору данного феномена, нам стоить понять, почему вообще фразеологизм «Консольный эксклюзив» так часто мелькает на страницах профильной прессы, в то время как « PC эксклюзив» используется лишь для поддержания вечных споров на тему «PC vs Консоли», «PC only and forever!!!» и иже с ними. Всё дело в том, что в отличие от столь нелюбимых в России консолей, PCявляется открытой платформой, и кто угодно может начать выпускать для неё свои проекты. Возможно кто-то скажет, что на PC есть Steam, который предъявляет требования ко всем желающим продать свой продукт посредством сервиса Valve, но, к сожалению (а может и к счастью), это совсем не так. Ведь согласитесь, как вообще можно сравнивать процессы отбора у Valve и, например, Sony, если у первых его легко может пройти проект с командой из 3 человек, а у вторых об этот «отбор» спотыкаются крупные студии с многолетним опытом работы.

С игрой «Metro: Last Light» нам удалось пройти сертификацию лишь со второго раз. Признаюсь честно - было сложновато. Причём от действительно сложных моментов, когда какие-то штуки не успевали, до весьма забавных. Так, например, за неделю до отправки проекта на сертификацию, ESRB (рейтинговое агентство) прислала нам сообщение о том, что на одной из станции у нас стриптизёрша и у неё явно видна вагина! В итоге у нас было маленькое «совещание по вагине», где мы открыли текстуры и убедились в том, что это лишь игра светотени с воображением человека.
— Андрей Прохоров

Наличие же крупных PC эксклюзивов - то самое исключение из правил, которое их же и подтверждает. И не пытайтесь мне приводить в пример огромное число отличных проектов, которые вышли в последнее время исключительно для PC. Ведь неужели вы думаете, что их создатели не стали выпускать свой проект на консолях лишь из-за любви и верности к своим компьютерам? Как бы не так. Всё дело в том, что на пути к консольному релизу многие разработчики не могут пройти «контроль качества» у Sony, Microsoft или Nintendo. Другие же и вовсе не пытаются прыгнуть выше своей головы и ясно осознают тот факт, что студии не хватит сил выпустить свой проект на консольном железе.

Если вы, правда, думаете, что SEGA не хочет выпустить следующий Total War для нового Xbox с Kinect 2.0, и тем самым поднять продажи своей игры до небывалых высот, то спешу вас огорчить. Вы ошибаетесь!

Если вы, правда, думаете, что SEGA не хочет выпустить следующий Total War для нового Xbox с Kinect 2.0, и тем самым поднять продажи своей игры до небывалых высот, то спешу вас огорчить. Вы ошибаетесь!

Таким образом, мы приходим к важному для нас выводу, а именно:

«Игра является эксклюзивом, только тогда, когда её специально сделали лишь для одной платформы при явной возможности изначально создать качественный мультиплатформенный проект».

А оно нам надо?

Теперь, когда мы определились с формулировкой игрового определения «Эксклюзив» можно переходить к теме их значимости для платформодержателей.

Зачем нужны консольные эксклюзивы? [ЗПН] - фото 2

Первое, что хочется отметить, это уже упомянутая выше необходимость привлечения игроков на свою платформу. Для примера можно вспомнить неудачи Microsoft на японском рынке из-за нехватки качественных JRPG для Xbox 360. В итоге компании пришлось заключить не один дорогостоящий договор на выпуск эксклюзивов от японских разработчиков. И всё это для того, чтобы популяризовать свою консоль на японском рынке и хоть как-то потеснить там своих конкурентов – Nintendo и Sony.

Но не только Microsoft «грешит» подобным подходом. Так, например, компания Sony тоже вынуждена тратить большую часть своих ресурсов на запуск эксклюзивных проектов в тех жанрах, что ранее были не свойственны её платформе. Killzone и Resistance – всё это ответ главному Xbox-эксклюзиву Halo. Ведь не выйди Killzone в своё время на Playstation 2, то возможно и продажи Playstation 3 были бы в разы меньше.

Единственная же компания, которая пока стоит в стороне от этой маниакальной склонности к захвату чужих рынков – это Nintendo. Mario, Zelda, Metroid и многие другие бренды уже много лет позволяют ей оставаться на плаву и с каждым годом лишь увеличивать базу своих приверженцев.

Второй важный момент в платформенной гонке эксклюзивов – это удержание старых игроков и поддержание имиджа самой консоли. Вот тут уже Nintendo и её культ любителей грибов давно занимают лидирующую позицию и явно не стремятся её покидать. Впрочем, это не мешает Sony бросать все оставшиеся ресурсы на поистине уникальные проекты, которые пусть никогда и не переплюнут серию Call of Duty по количеству проданных копий, но навсегда останутся в сердцах игроков за счёт тех ярких впечатлений, что когда-то смогли им подарить. Так, несмотря на всю блеклость линейки PS3-эксклюзивов в 2012 году всего одна Игра Journey смогла наделать столько шума и заработать столько престижных наград, сколько не снилось ни одному разработчику мультиплатформы за последние 10 лет!

Зачем нужны консольные эксклюзивы? [ЗПН] - фото 3

Грустные выводы.

Как не печально, но уникальных консольных проектов рассчитанных на массовый рынок с каждым годом становится всё меньше и меньше. И если внутренние студии Sony, Microsoft и Nintendo ещё способны окупить свои проекты за счёт 100% поддержки издателей, то такие компании как Capcom, Namco Bandai или Blizzard Activision просто вынуждены выпускать игры на всех доступных платформах, дабы отбить возрастающие с каждым годом затраты на разработку. Поэтому сегодня мы видим ранее недопустимую ситуацию, когда портирования явных эксклюзивов на другие платформы становится нормой. Так Resident Evil: Revelations уже покинул уютную 3DS и скоро выйдет на всех домашних платформах, включая PC. Похожая участь настигла и Diablo 3, которая вот-вот выйдет на PS3, а позже и на PS4. И не смотря на то, что геймплей игры был изначально заточен под консоли, нам всё равно будет трудно воспринимать игру детства без любимого всеми «бездушного мышеклика».

Зачем нужны консольные эксклюзивы? [ЗПН] - фото 4

Вместо эпилога.

Консольный эксклюзив – это настоящее достояние для тех, кто объединился под знамёнами Sony, Microsoft или Nintendo, а потому утеря его недопустима! Конечно, я не буду призывать вас поддерживать рублём каждый проект, выходящий эксклюзивно для одной платформы, но обратить своё внимание на самые достойные Игры для вашей консоли определённо стоит!

Комментарии 77
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
The Black Templar
The Black Templar
Ты ж уже писал на зпн.