22 августа 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

За честные выборы!

Голосование жюри на выставке gamescom 2014 стало шоком для большинства игроков. Лучшей RPG неожиданно была признана посредственная Risen 3, а Theatrhythm Final Fantasy вдруг обошла на повороте World of Warships. О сложной системе голосования и, мягко говоря, непрозрачной схеме подсчета голосов я поговорил с Игорем Бойко, главным редактором журнала «Навигатор игрового мира» и первым российским журналистом, получившим приглашение присоединиться к интернациональной команде жюри выставки gamescom.
Голосование жюри на выставке gamescom 2014 стало шоком для большинства игроков. Лучшей RPG неожиданно была признана посредственная Risen 3, а Theatrhythm Final Fantasy вдруг обошла на повороте World of Warships. О сложной системе голосования и, мягко говоря, непрозрачной схеме подсчета голосов я поговорил с Игорем Бойко, главным редактором журнала «Навигатор игрового мира» и первым российским журналистом, получившим приглашение присоединиться к интернациональной команде жюри выставки gamescom.

KANOBU: Скажу честно: приглашение вас в качестве члена жюри Gamescom 2014 стало для многих неожиданным. И речь идет не персонально о вас, а о факте присутствия в панели жюри редактора из России. Как это произошло?

Игорь Бойко: Все немного проще. Перед Gamescom организаторы приезжают в разные страны и обсуждают с местными специалистами, как им улучшить выставку. В этом году они приезжали в Москву, и наша редакция тоже получила приглашение на встречу. По опыту поездок на Gamescom, мы высказали наши пожелания. Другое дело, что не все они были реализованы. Тот же бесплатный проезд для прессы в общественном транспорте. Во время общения возникла тема отбора в жюри. У меня уже есть опыт судейства на КРИ, почему бы и нет? Вскоре пришло приглашение присоединиться к жюри GC. Естественно, мы согласились. Я подписал необходимые бумаги и через неделю получил длинный список претендентов. Впервые в этом году жюри было разбито на три группы (Console, Genre, PC & Mobile). Если раньше каждый член жюри оценивал всех претендентов, то теперь участники групп занимались только играми в своих пяти номинациях.

За честные выборы! - фото 1

KANOBU: Вы сказали, что вам прислали длинный список. Это уже отобранные игры в каждую номинацию или список всех игр, которые в нее попадают?

Игорь Бойко: Участники Gamescom представили свои игры на конкурс. В длинном списке были все представленные игры и все девайсы. Я оказался в группе PC & Mobile, которая ведала номинациями PC, социальные/казуальные/онлайновые, онлайновые мультиплеерные, мобильные и железо.

KANOBU: А номинация RPG вам не досталась?

Игорь Бойко: Я понимаю, к чему ты клонишь. Нет, номинация RPG вошла в «Жанры».

KANOBU: Отдали немцам?

Игорь Бойко: Ну, почему же только немцам? Но RPG я не судил. И точно так же я не судил симуляторы. Упреждая вопрос по поводу World of Warships.

KANOBU: Взяли и разрушили всю схему интервью!

Игорь Бойко: Я даже наблюдал за этим интересным процессом со стороны. Но повлиять на него я мог только на финальном этапе. То есть вначале пришел длинный список. Если претендентов в номинации было много, допустим, 15, то в коротком списке должно было остаться 5. Я назначал места с первого по пятое, и соответственно каждому месту автоматически присваивались очки. Первому месту — 12, второму — 8, и далее – 6, 4 и 2 соответственно. Если претендентов было мало, то в шортлисте оставалось трое.

KANOBU: Евровидение?

Игорь Бойко: Что-то в этом роде. Мне пришел файл Excel с номинантами и сопутствующей информацией – ресурсами, контактными лицами, ссылками на беты и т.п., я в нем указал занятые места/баллы и отправил его организаторам. Комиссия по наградам получила такие файлы от всех членов жюри, все подсчитала и таким образом определила короткий список.

KANOBU: И как из этих финалистов определили победителя?

Игорь Бойко: К началу выставки каждый судья знал всех претендентов в своих номинациях. Соответственно, я заранее договорился о встречах (правда, с некоторыми толком договориться не удалось, что было оперативно исправлено уже в ходе GC). То есть что я приду в такой-то день и час к ним на стенд и посмотрю их продукт. Всего на просмотр было полтора дня. До шести часов второго дня я должен был выставить оценки для каждой номинации и отправить результат организаторам. Затем все члены жюри получили список из 15 победителей в номинациях, и каждый голосовал уже за лучшую игру Gamescom. При этом из пятнадцати нужно было выбрать пять лучших и, как и прежде, назначить им занятые места.

За честные выборы! - фото 2

Честно говоря, мне в голову не могло прийти, что игрушка от Square Enix, в которой нужно стилусом по экрану отрабатывать поступающие сигналы, может победить World of Warships в «Симуляторах»

KANOBU: А вы имели доступ к списку номинантов по другим категориям?

Игорь Бойко: Да. Я хорошо помню, что в номинации «Симулятор» были, помимо других игр, и World of Warships, и Theatrhythm Final Fantasy. Честно говоря, мне в голову не могло прийти, что игрушка от Square Enix, в которой нужно стилусом по экрану отрабатывать поступающие сигналы, может победить World of Warships в «Симуляторах».

KANOBU: При этом вы не могли знать, какая игра сколько набрала баллов?

Игорь Бойко: Совершенно верно. Набранные играми баллы членам жюри не сообщались.

KANOBU: Давайте разберем схему. Каждый член жюри голосует по своим номинациям, организаторы считают голоса, а затем отправляют вам шорт-лист или список победителей.

Игорь Бойко: Да.

KANOBU: Могли ли вы получить доступ к статистике голосования? Как оно шло, кто за кого проголосовал? Допустим, без имен. «Судья A» поставил то-то и то-то, «Судья B»….

Игорь Бойко: В регламенте об этом речи не шло. Фактически, в ходе работы с другими членами жюри я не пересекался. Лично не встречался. Не было и какого-либо очного обсуждения. Обмен информацией шел посредством переписки.

За честные выборы! - фото 3

В случае с Risen 3, скорее всего, сказалась немецкая прописка студии и тот факт, что большой процент судей тоже был из Германии. Возможно, при прочих равных это сыграло свою роль. Просто с моей колокольни не совсем понятно, как Risen 3 могла обойти того же «Ведьмака».

KANOBU: Из этого я могу сделать вывод, что вы не можете, опираясь на ваш опыт, полностью гарантировать, что эти результаты являются легитимными. Ведь человек, который обрабатывал ваши голоса, мог просто сказать: «Победителем будет вот эта игра». Раз доступа к статистике нет…

Игорь Бойко: Я думаю, в этом случае вступает в силу презумпция невиновности.

KANOBU: Я хочу уточнить: так как вы не пересекались во время голосования с другими членами жюри, то можете отвечать только за свой голос и свои оценки? Ведь мы не имеем представления о том, как именно проголосовали другие члены жюри. И как их голоса были учтены.

Игорь Бойко: Совершенно верно.

KANOBU: Я понимаю, что вы находитесь в сложном положении. У вас не возникало желания выступить с инициативой обнародования данных голосования? Пусть и без указания того, какой конкретно член жюри поставил такую-то игру на первое место. Просто тогда сами судьи смогут узнать либо же не узнать свое голосование.

Игорь Бойко: От того, узнают судьи свои результаты или нет, ничего не изменится. Они точно так же понятия не имеют о том, как проголосовали другие. И я не припомню, чтобы когда-либо подобные данные были обнародованы. Наверное, для этого был бы нужен грандиозный скандал на уровне обвинения жюри Gamescom в недобросовестности судейства.

KANOBU: Я не пытаюсь кого-то обвинить. Я просто пытаюсь понять методику голосования. И она оказывается абсолютно закрытой. Это напоминает виртуальную реальность, так как вы никак не соприкасаетесь с другими членами жюри. Были они, не были. Может, только вы один и проголосовали.

Игорь Бойко: Если предположить, что я играл в игру под названием «Жюри», то так оно могло и быть. Фактически, процесс оказался сродни черному ящику, от которого я получал указания и которому отсылал результаты.

KANOBU: У вас не сложилось впечатление, что все это награждение было проведено чисто для галочки? И индустриального смысла в нем, по сути, нет. То есть собрали экспертов, людей, которые очень много времени провели внутри индустрии, но так и не дали им высказаться. Потому что это голосование вызывает очень, очень много вопросов. И если оно легитимно, то хочется задать вопрос: «Кто эти люди?»

Игорь Бойко: Мне самому было бы интересно очное обсуждение хотя бы на последнем этапе. Да, этого не случилось. В случае с Risen 3, скорее всего, сказалась немецкая прописка студии и тот факт, что большой процент судей тоже был из Германии. Возможно, при прочих равных это сыграло свою роль. Просто с моей колокольни не совсем понятно, как Risen 3 могла обойти того же «Ведьмака».

KANOBU: Если вас в следующем году позовут в жюри на тех же условиях, вы пойдете? Или одного раза хватило?

Игорь Бойко: Я думаю, нужно идти на любых условиях. Это важно. Может, это пафосно прозвучит, но слишком много негатива сейчас вокруг России, и если есть какие-то позитивные моменты, то за них надо хвататься. Если организаторы выставки приедут в Москву и поинтересуются, как по нашему мнению можно улучшить Gamescom в следующем году, то, конечно, я им задам те же вопросы.

Комментарии 45
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
pyatakus
pyatakus
ризен 3 лучшая рпг - МУАХАХА!!!!