Японское безумие: как Marvel делала мангу и аниме с Человеком-пауком, Блэйдом и другими
Marvel Mangaverse vol. 1 (2002)
Над созданием первой части Mangaverse трудился американский художник и сценарист Бен Данн (Ben Dunn). Результатом стали шесть выпусков, которые выходили с января по ноябрь 2002 года. Сразу стоит отметить, что ждать японской уникальности от них не стоит. Сюжет довольно «приземленный», вполне соответствует классическим историям Marvel с нападением Галактуса и убийством президента США, которым в этой вселенной неожиданно стал Стив Роджерс.
Отличительной особенностью стала попытка прорисовать персонажей в стиле манги, однако по большей части характерные внешние признаки прослеживались лишь у женских персонажей, тогда как мужские выглядели по-европейски. Куда более существенным изменениям подверглись герои, поменявшие пол, внешность и возраст.
К примеру, в роли Капитана Марвел выступает совсем еще маленький мальчик по имени Марвин Элвуд, которому только предстоит открыть свои способности. Джонни Шторм неожиданно стал девушкой с копной шикарных рыжих волос, а Доктор Стрэндж помолодел лет на двадцать и сменил классический красный плащ на черный.
Marvel Mangaverse: Spider-man (2002)
Spider-man: Legend of the Spider Clan (2003)
Куда интереснее и динамичнее смотрится Человек-Паук в манга-версии, созданной художником Кааре Эндрюсом (Kaare Andrews). Выпуск, вышедший изначально сольно в линейке Marvel Mangaverse, получил полноценное продолжение Spider-man: Legend of the Spider Clan в 2003 году.
История об обычном школьнике с суперспособностями заиграла в буквальном смысле новыми красками в тот момент, когда дядя Бен предстал в роли сенсея и предводителя Спайдер-Клана, охраняющего покой жителей Нью-Йорка с незапамятных времен.
По законам паучьей истории дядю Бена убивают, а юный Питер решает отомстить за его смерть и найти виновника — опасного главаря преступного синдиката Венома. Эти события выдержаны в типично надрывном настроении, присущем лишь японской культуре (громкие крики Паучка во время битвы с врагами — лишнее тому подтверждение). Но в целом версия Человека-Паука мало отличается от оригинала, повторяя знакомую историю со слабыми японскими вкраплениями.
Marvel Mangaverse: X-Men (2002)
X-Men Ronin (2003)
Первая попытка создать комикс о Людях-Икс в японском стиле принадлежит писателю и нынешнему главному редактору Marvel Comics Си Би Себульски (C. B. Cebulski). Незамысловатая история о вечно попадающей в неприятности Роуг и ее поисках команды мутантов переросла в полноценное продолжение X-Men Ronin, состоящее из пяти выпусков.
Себулски, кстати, продолжительное время писал под псевдонимом Акира Йошида (Akira Yoshida). Когда это вскрылось, случился веселый скандал с обвинением автора в расизме.
В роли создателей манги выступили Джей Торрес (J. Torres) и Макото Накацука (Makoto Nakatsuka), а главной причиной всех бед на этот раз стала Джин Грей, завербовать которую решили «сильные мира сего» — члены Клуба Адского Пламени. Главные герои, как и в других случаях, также подверглись характерным изменениям: к примеру, Росомаха носил гордое звание самурая и обладал механической рукой с лазерами вместо когтей, тогда как Профессор Икс предстал не только в качестве антагониста и главы того самого злодейского клуба, так еще и был отцом мутантов Сейдж и Эммы Фрост.
New Mangaverse (2006)
Попытка по-новому взглянуть на знакомых персонажей через призму японской культуры принадлежит Томми Оцука (Tommy Ohtsuka) и Си Би Себулски (C. B. Cebulski). New Mangaverse в первую очередь отличается тем, что за рисунок отвечал настоящий художник манги, а потому и атмосфера комикса была совсем иной. Сюжет брал начало после событий предыдущих линеек и объединял героев против новой угрозы.
После смерти президента Роджерса некто начал самую настоящую охоту на супергероев, нещадно уничтожая последних. Выжившие вынуждены объединиться, чтобы противостоять неизвестному врагу. В центре истории оказался чудом выживший Тони Старк, от которого в буквальном смысле осталась одна голова, два Человека-паука, Черная кошка с декольте до пупка, Кэрол Дэнверс (она же Капитан Америка) и все тот же непотопляемый Росомаха с лазерными когтями. New Mangaverse стоит отдать должное, поскольку история развивается здесь гораздо стремительнее, чем в той же Mangaverse vol. 1, и рисунок благодаря иллюстратору Ооцуке гораздо более приятнее глазу.
Wolverine: Snikt! (2003)
Оригинальный взгляд на Росомаху представил в 2003 году художник Цутому Нихэй (Tsutomu Nihei). Известный любовью к гротеску и особым творческим подходом в создании манги, Нихэй изобразил знаменитого марвеловского героя отталкивающим внешне персонажем. Выбеленное лицо, непривычная худоба, торчащие в разные стороны патлы, напоминающие фирменную прическу — таким Росомаха предстал в пяти выпусках Wolverine: Snikt!
Действие комикса разворачивается в далеком будущем, куда невольно попадает главный герой. Человечество находится под угрозой полного уничтожения мутантом Мандатом, изначально созданным в качестве средства борьбы с загрязнениями планеты. Но, как часто это бывает, грандиозная научная разработка выступила против создателей, и обойтись без героя из прошлого оказалось делом невозможным.
Zombies Assemble (2017)
Получила адаптацию под мангу и история спасения Мстителями Земли от нашествия зомби. Сразу стоит отметить, что создатели в лице Юсаку Комияма (Yusaku Komiyama) вдохновлялись Кинематографической Вселенной Marvel, а потому никакого кроссгендера или нестандартного внешнего вида героев ждать не приходится.
Zombies Assemble берет начало с обычных будней гения-миллиардера Тони Старка, в которых присутствуют и неиссякаемые проблемы в отношениях с Пеппер Поттс, и нападение мстительного заковианца, и… неожиданная вспышка зомби-вируса.
Здоровому человеку достаточно коснуться зомби, чтобы практически сразу в него обратиться. В таких вот опасных условиях Мстителям приходится сражаться с угрозой планетарного масштаба, теряя одного за другим членов команды. Комикс выполнен в черно-белой гамме, а по технике передачи текст соответствует стандартам манги.
Помимо комиксов, Marvel может похвастаться полноценными аниме-сериалами, которые также заслуживают внимания. В 2010 году вышло сразу четыре проекта с участием популярных персонажей: Железного человека, Росомахи, Людей Икс и Блэйда. Сериалы, нацеленные на японскую аудиторию, стали совместным производством Marvel Entertainment и японской студии Madhouse. Каждый состоит из двенадцати эпизодов, стильной динамичной заставки в аниме-стиле и вполне каноничных персонажей.
Marvel Anime: Iron Man (2010)
Режиссером аниме-адаптации «Железного Человека» выступил Юдзо Сато (Yuzo Sato), а за сценарий отвечал Тосики Иноэ (Toshiki Inoue). Гений-миллиардер Тони Старк, уже успевший прославиться на весь мир как Железный человек, прибывает в Японию, чтобы запустить атомную электростанцию «Арк», снабдив всю страну бесплатной чистой энергией.
Однако местные жители с недоверием относятся к Старку, видя в нем потенциальную угрозу обществу. Ведь еще недавно Тони занимался производством оружия. Тем не менее, намерения гения чисты и благородны: он даже обещает оставить супергеройскую жизнь, преследуя цель улучшения мира посредством разработок Stark Industries.
Но миролюбивые планы Тони нарушает международная группа террористов, именуемые как «Могучие войны зодиака», а поэтому снять с себя полномочия супергероя вместе с костюмом Железного человека Старк никак не может. Ему потребуется не только избавить мир от новой угрозы, но и очистить собственное имя: ведь в первую очередь в происшествиях винят именно Тони.
Marvel Anime: Wolverine (2010)
В отличии от аниме-адаптации «Железного человека», где Старк и его окружение могли позволить себе побыть забавными (в силу непосредственного характера Тони), сериал о Логане преисполнен драматизма и мрачного пафоса, характерных для персонажа Росомахи. В режиссерском кресле оказался Хироси Аояма (Hiroshi Aoyama), а сценарий написал Кэнго Кадзи (Kengo Kaji).
Логан вынужден отправиться в Токио, где его возлюбленная Марико под давлением отца Сингэна Ясида — местного главаря преступного синдиката — должна выйти замуж. Ее навязанным женихом выступает мафиози Хидэки Курохаги — не менее опасный противник, к тому же прекрасно осведомленный, какими способностями владеет Росомаха и как его остановить.
Первую схватку со столь могущественными врагами Логан проигрывает, однако на помощь приходит загадочная девушка Юкио, которой движет жажда мести Ясиду за смерть матери. Росомаху ждет долгий путь борьбы за освобождение возлюбленной в стране, где холодным оружием владеют не менее отменно, чем сам Логан.
Marvel Anime: X-Men (2010)
Номинант телевизионной премии «Эмми» Фуминори Кидзаки (Fuminori Kizaki) срежиссировал сериал о Людях Икс, и эта работа использует наибольшее количество оригинальных режиссерских решений среди четверки проектов.
История берет начало во время столкновения именитых мутантов с Джин Грей, которая не сумела справиться со своими силами и превратилась в Темного Феникса. Борьба с девушкой окончилась трагически: Джин погибла. После этого случая школа Профессора Икс закрылась на неопределенный срок, а остальные Люди-Икс разбрелись по свету.
Год спустя Чарльз Ксавье решает собрать команду, так как в одном из районов Японии бесследно пропадает девочка-мутант. Загадочная гибель десятков полицейских, отправленных на ее поиски, и неспособность Профессора найти девушку с помощью своих способностей вынуждают Шторм, Росомаху, Зверя и Циклопа отправиться в Японию. Там героям предстоит столкнуться с тайной организацией «Охотники на мутантов», цель которых похищать детей со способностями и извлекать из них внутренние органы.
Marvel Anime: Blade (2010)
Сын режиссера «Королевской Битвы» (2000) Кэнта Фукасаку (Kenta Fukasaku) адаптировал историю знаменитого охотника на вампиров в полноценный сериал. Эрик Брукс, больше известный как Блэйд, пытается безуспешно найти давнего врага и убийцу своей матери — Дьякона Фроста, который в свою очередь пытается распространить и усилить влияние на весь азиатский мир. Поиски приводят борца с вампирами в Японию, где Блэйд вынужден столкнуться не только с особым японским видом кровопийц, способных беспроблемно действовать под водой, но и с целыми человеческим фермами.
Отправившиеся на заработки в Японию молодые девушки пропадают сотнями, попадая в лапы вампиров, а полиция бездействует, в конечном счете оказываясь сообщниками Фроста. С помощью едва ли не единственного честного копа Блейд расправляется с сообщниками врага и прямиком направляется на Филиппины, куда ведет след Фроста.
Marvel Future Avengers (2017)
Спродюсированные той же японской студией Madhouse «Мстители Будущего» увидели свет в 2017 году. В центре истории группа детей со сверхспособностями, проживающих на закрытом острове. Они вынуждены без конца тренироваться, чтобы однажды встретиться с главными врагами человечества, Мстителями…
Мамото — главный герой, способный летать и создавать мощные порывы воздуха, так и вовсе мечтает о победе над заклятыми врагами. Пока в один прекрасный день не узнает, что ужасная репутация Мстителей — коварный план ГИДРЫ, а дети на острове — специально созданное оружие в борьбе с супергероями.
Мамото удается выбраться с острова, и он отправляется в Башню Старка за помощью. Совместными усилиями они должны одолеть Красного Черепа. Ну, а зрителю остается только наслаждаться японской атмосферой, в которой каждый из Мстителей, прежде чем атаковать, объявляет свое «коронное» оружие вслух. Так Капитан Америка перед броском кричит «Защита щитом!», а Тони Старк «Ручные ракеты!» — непривычно, но вполне в духе аниме-адаптации.
Marvel Disk Wars: The Avengers (2014)
«Мстители: Дисковые войны» были созданы японской анимационной студией Toei Animation совместно с Walt Disney Japan. Как и во «Мстителях Будущего», главные роли в сериале делят между собой дети и сами Мстители. Однако здесь дети не обладают никакими способностями, а по сути становятся заложниками ситуации, спровоцированной главным злодеем сериала Локи.
Разработанный компанией Тони Старка индивидуальный компактный сдерживатель играет против самого Железного человека и других Мстителей: команда становится заложниками сдерживателя, а благодаря технологии биокода они могут материализоваться в реальном мире только с помощью детей и только на ограниченное время. По сути величайшие герои Земли стали чем-то наподобие покемонов в «умелых» детских руках. И им предстоит найти выход из этой сложной ситуации, но сначала отыскать главную причину всех бед — Локи.
Японский взгляд на привычных супергероев уникален и заслуживает внимания. И если комиксы в некоторых моментах ошарашивали своим подходом, то аниме-сериалы смотрятся достаточно универсальным продуктом. И пусть в первую очередь эти адаптации рассчитаны на японцев и их менталитет, ничего не мешает любому другому человеку взглянуть на уже знакомое под немного иным углом. По крайней мере, это возможность получить странное, местами нелепое, но все же удовольствие.
Ну да, познакомится и выпасть в осадок. Все эти проекты лютый трэш, не стоящий внимания.
Дисковые войны такая херня