Японский императорский флот в реальности и в War Thunder
Японский флот 40-х не состоял только лишь из линкоров и авианосцев размером с микрорайон. Успехи на море ковались и с помощью скромных по водоизмещению кораблей. В 1942 году японские подводные лодки надолго отрезали транспортное снабжение морем у берегов Индии. А чуть ли не самым большим достижением японского ВМФ стала торпеда Type 93 — самая быстрая, самая мощная и дальнобойная торпеда тех лет. Для сравнения: американские аналоги поражали цель на расстоянии до 9 километров. Тип 93 проходил до 40.
Хотя небольшие размеры — понятие относительное. Type 93 был больше калибром и длиннее, чем все западные аналоги. Торпеда была столь велика, что японские подводные лодки не были способны нести такое оружие из-за технических ограничений. Ее длина — 9 метров — такими габаритами не обладала ни одна торпеда военного периода. Торпедой Type 93 вооружались только надводные корабли. Их пусковые аппараты проектировались с расчетом на быструю перезарядку, что сделало Type 93 еще более грозным оружием. Плотность стрельбы была очень высока за счет хитрой технологии: на палубе размещались контейнеры быстрой перезарядки, а специальные приводы заряжали новые торпеды за рекордный срок около трех минут. Двигатель торпеды потреблял кислород, в то время как в американских торпедах работал сжатый воздух. Эта технология позволяла Type 93 бить дальше и быстрее. К тому же она не оставляла за собой шлейфа из пузырьков, по которому легко обнаруживались торпеды иностранных флотов. 8 августа 1942 года в ночном сражении возле острова Саво американцы потеряли четыре тяжелых крейсера, в то время как японские моряки потерь не понесли. На Западе торпеду Type 93 уважительно назвали «Длинное копье» — Long Lance.
Изучая новое оружие японцев, американские специалисты были поражены его качеством и надежностью. А ведь в то время о всей японской продукции говорили примерно то же, что и лет 20 назад о китайской — дешевый хлам.
Американские торпеды проигрывали японским с разгромным счетом. Дело дошло до крупного скандала. Торпеда Mark 14 американского ВМФ к началу войны имела чудовищное количество технических проблем. 23 июля 1943 года подводная лодка США Tinosa отловила в океане беззащитный японский нефтяной танкер Tonan Maru. Весь день американские подводники наводили ужас на японцев, торпедируя судно, запуская снаряды один за другим. Из 12 торпед взорвалась только одна. Японцы успешно сбежали и, видимо, долго смеялись в итоге. Ушло два года на выявление и устранение недостатков Mark 14. И это были годы активных боевых действий на море. Масштаб такого провала сложно оценить сегодня. Справедливости ради стоит добавить: военные инженеры других стран никогда не были застрахованы от подобных ошибок. Очевидцы русско-японской войны начала века отмечали, что русские снаряды часто не взрывались, попадая в цель.
В массовой культуре, когда речь заходит о действиях Императорского флота Японии, редко вспоминают об эффективности особой тактики применения торпед. Торпедные аппараты японцы ставили на корабли разного размера, вплоть до крупных крейсеров. Команды уделяли внимание ночным тренировкам. Именно ночные атаки с активной торпедной стрельбой приносили победы Императорскому флоту. Такая тактика успешно отрабатывалась еще в конце 19 века, в Японо-китайскую войну. Такая же тактика не оставила шансов российскому флоту в войне 1904–1905 годов, когда в ночной торпедной атаке японские эсминцы вывели из строя два сильнейших корабля эскадры в Порт-Артуре, броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич». Во Второй мировой войне японцы так же успешно применяли эти приемы.
Многие историки сходятся во мнении, что японцы могли бы победить США на море — и в первый год у них все отлично получалось. Но более мощная экономика соперника не оставила шансов — быстро мобилизованная промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц. В условиях численного превосходства вопросы воинского мастерства и технических ноу-хау отошли на второй план. Нельзя сказать, что в Японии не понимали, что более слабая экономика и зависимость от привозных ресурсов делает затяжную войну невозможной. Страна восходящего солнца рассчитывала победить в одном решающем сражении, а затем навязать США выгодные условия мира, — как это было сделано с Россией при Цусиме. Но Япония недооценила моральную готовность американцев умирать за далекие тропические острова, а разгром при Мидуэе сделал выгодный мир невозможным.
После поражения в войне, японский военный флот не перестал существовать. Он стал называться Морские Силы Самообороны. От былого величия почти не осталось следов, но тем не менее в послевоенные годы у японцев были-таки отличные корабли. Например, в 1970-х на воду была спущена серия противолодочных фрегатов Chikugo, которые отлично противостоят и надводным кораблям того же класса и авиации. И здесь мы подходим непосредственно к той военно-морской технике Японии, что будет доступна в War Thunder. Всего в обновлении 25 кораблей, расскажем о тех, что заинтересовали больше всего.
Торпедный катер Т-14
На первой ступени развития японских ВМС в War Thunder — представитель «москитного флота». Маленький, но больно кусающий торпедный катер Т-14 построили в конце войны. Он стал одной из самых удачных моделей своего класса. Т-14 со своими 15 метрами мал размерами даже среди своих небольших собратьев. Для сравнения: 19 метров у советских «Г-5». Корпус целиком сделан из дерева. Это не отменяет высокой скорости, двух торпед и пулеметно-пушечной возможности пакостить противнику.
Эсминец Akizuki
Эсминцы Akizuki позволят оценить дальновидность японских инженеров своего времени. Когда в 1940 году эти корабли начали проектировать, не было очевидно, что именно палубная авиация решит исход войны. Но для защиты от налетов противника японцы решили создать эскадренные миноносцы с усиленной ПВО — восемью зенитными орудиями в четырех башнях. Увы, эсминцы типа Akizuki — поэтичное название переводится как «осенняя луна» — опоздали к битве при Мидуэе, когда авиация правила бал; они стали спускаться на воду лишь через месяц. Зато корабли этого типа активно участвовали в битве за Гуадалканал и сражались до последнего дня войны.
Крейсер Agano
Легкий крейсер Agano выполнял флагманские обязанности для более мелких морских бойцов — эсминцев и подводных лодок. Нес мощное торпедное вооружение, в то время как американские аналогичные крейсера обходились вовсе без торпедных аппаратов. Любопытно, что две четырехтрубные конструкции располагались в центре палубы и могли вращаться – как у эсминцев – поэтому Agano давал залп до восьми торпед за раз с любого борта. Главный калибр пушек — 155 миллиметров. Крейсер принял участие в масштабной эвакуация японских войск с Гуадалканала, на его борту было переправлено 12 000 человек.
Крейсер Kuma
Многоцелевой боевой корабль. Имел сравнительно слабую броневую защиту и был уязвим для атак с воздуха, зато обладал мощным торпедным залпом, семью 140-миллиметровыми скорострельными орудиями и развивал солидную для своего класса скорость в 67 километров в час. Крейсера этого типа выполняли во время войны самые разные функции. Тот же Kuma прикрывал высадку в Коррехидоре. В War Thunder отразились преимущества быстрой перезарядки японских торпед: при отстреле хотя бы одной команда сразу же начинает готовить следующую.
Тяжелый крейсер Furutaka
Был построен в межвоенный период, активно воевал в 1941-1942. Имел мощные 203-миллиметровые орудия главного калибра, позднее получил торпедное вооружение взамен части пушек – именно в таком виде корабль и представлен в War Thunder. Разнообразная зенитная артиллерия позволяют ему уверенно отражать налеты авиации. Сложную, необычную форму корпуса Furutaka получил из-за усиленного бронирования, неся которое крейсер развивал скорость всего в 61 километр в час. Участвовал во многих боях, в том числе в битве у острова Саво, из которого вышел без единого повреждения.
Поклонники War Thunder давно ждут пополнения списка боевых кораблей. Японская ветка наверняка понравится ценителям скорости и ультимативных торпедных залпов.
и ни одного линкора , хорошая игра (нет)
Врен только языком трепать, а не рисовать