Спор
Хотел бы начать с основного: все люди разные, и у всех могут быть разные мнения и взгляды на одну и туже вещь. Но не зависимо от количества точек зрения всегда существует истина, и она всегда одна. Истина – интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей. Другими словами это соответствие утверждения и реальности. Реальность одна, и истина может быть только одна.
При различии взглядов начинается спор. Спор — обсуждение, при котором «сталкиваются» точки зрения различных сторон, каждая из которых отстаивает свою точку зрения. При возникновении спора у его участника есть несколько вариантов действий: пытаться прекратить спор (нежелание или невозможность отстоять свою точку зрения), пытаться выиграть в споре (демагогия, подмена понятий, смена темы, переход на личности) или пытаться найти истину (аргументы, доказательства, рассуждения), которая может отличаться от исходного мнения.
Но человек зависит от среды, в которой обитает, от общества.
Первая цель любого живого существа – выживание, способом является адаптация к среде обитания. Для жизни в обществе важны взаимоотношения с окружающими, общественное мнение и статус в обществе. По этому человек часто ориентирует свои действия на улучшение отношений с другими людьми, увеличение своего социального статуса. Промахи и ошибки подрывают авторитет, портят мнение окружающих, то есть негативно сказывается на взаимоотношениях, никто не хочет признавать свои ошибки.
К тому же человеку свойственно выбирать из вариантов тот, который требует наименьшее количество усилий и при этом даёт максимальный видимый результат (идти по пути наименьшего сопротивления). По этому чаще всего вместо того, чтобы доказывать и обосновывать свою позицию, и тем более признать свою ошибку, люди прибегают к демагогии, желая выиграть в споре.
А если человек хочет выиграть, он видит в оппоненте соперника,
, а в разговоре –
(за авторитет, положение в обществе).
Конфликт вызывает стрессовое состояние, при котором организм мобилизуется для активных действий и повышенной физической нагрузки (бей или беги), выделяя стимулирующие вещества (гормоны), в частности адреналин и норадреналин. Повышается темп. Скорость самих действий превышает максимально возможную скорость их координации, анализа, начинается спешка. Высвобождается большое количество энергии, которое в разговоре некуда применить, что вызывает жажду действий, раздражённость. В разговоре последствиями этого являются поспешные выводы, необдуманные поступки, агрессия.
Что получается в итоге? В споре человек чувствует опасностьдля своего авторитета и статуса в обществе, чувствует страх оказаться ненужным, стать отвергнутым и лишиться общественной поддержки: “меня отвергнет общество, я стану изгоем, меня все будут гнобить, я умру!!!” – все боятся одиночества.
опасность → страх → адреналин
Во избежании этого человек хочет показать себя ценным, важным, крутым, хочет запугать оппонента.
В случае, если его способы не эффективны (например в интернете), человек чувствует неспособность повлиять на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
не получилось → беспомощность → адреналин
Если ничего из предпринятого не работает, начинается агрессия, атака оппонента, оскорбления.
агрессия → адреналин
Пример:
Собеседник А: x = 1
Собеседник Б: нет, x = 0!
Собеседник А: x = 1
Собеседник Б: ТЫ – @#%&!!!11ОДИН МНЕ ТЕБЯ ЖАЛЬ!!!
Корни проблемы кроются в приоритетах и ценностях человека. Социально направленный человек ориентируется на друзей, кумиров и авторитетных людей. Следовательно, его главные ценности: доверие, уважение, власть. Деньги – мера власти. Властьвлечёт за собой безответственность, безнаказанность. Мнение зависит от окружающих, своё мнение может существовать только при достаточном доверии, уважении, власти относительно людей с меньшими уровнями доверия, уважения, власти: отцу не важно мнение сына, офицеру плевать на рядового, офицер – раб генерала.
Садизм является проявлением власти. Пример: муж, бьющий жену и детей, – неудачник, жаждущий власти. Среди компьютерных игр можно выделить целый жанр «симуляторы власти и безответственности», например: Saints Row 4 , Grand Theft Auto 5 , Watch Dogs , Assassin’s Creed 4: Black Flag , Prototype 2 , Infamous: Second Son , God of War 3 . Такие игры делаются для людей, не имеющих реальной власти, для восполнения потребности в ней, например, школьников.
Очевидно, что вышеуказанная модель несовершенна. Как сделать лучше?
Для того, чтобы сделать что-то лучше, необходимо стремится к лучшему.
Для достижения максимального результата необходима максимально достоверная информация.
Невозможно сделать правильное решение, основывать на недостоверной информации.
Это означает, что истинная информация представляет главную ценностью.
Из этого вытекает необходимость сомнений и нецелесообразность доверия.
Но без жертв не бывает результата.
Подводя итоги, если мы не хотим оставаться примитивными животными, быдлом (польск. bydło – крупный рогатый скот), необходимо использовать свой разум, рассудок, пытаться смотреть на мир объективно, осознавать возможность своей ошибки и неправильности своих действий и суждений. Учиться принимать поражение, и иметь способность менять свою точку зрения. Сомневатьсяв своём мнении. Смотреть на происходящее со стороны (оппонента) и пытаться увидеть ситуацию в целом. Не доверять не кому, и даже себе. Обосновывать и аргументировать своё мнение, ссылаться на источники информации, при этом допуская, что и источник может ошибаться. Проверять достоверность информации.
Тот, кто превращается в животное, избавляется от боли быть человеком.
— Самюэль Джонсон
P. S.
Бог есть? Нет доказательств. Глупо утверждать, что Бог есть.
Бога нет? Нет доказательств. Глупо утверждать, что Бога нет