Я все еще не могу оторваться от «Ведьмака»
Получилось полотно на 8 тысяч знаков. Я перечитал, поскреб затылок и не без горечи завернул статью. Да, просто взял и завернул материал, который заметочками в iPad вынашивал с мая. Потому что понял: главная причина, по которой мне так нравится «Дикая охота», до смешного проста — авторы не держат меня за безголового идиота. И кошелек подрезать не пытаются.
Вот, например, в коробку с игрой поляки положили коротенькое письмо. Читал, рыдал и ощущал себя Макконахи в «Интерстеллар»:
«Чувак, мы та-а-ак благодарны, что ты отдал нам свои деньги! Они ведь — мы правда понимаем! — на дороге не валяются. И знаешь что еще? Нахрен жидо-DLC с мелочевкой! Пожалуйста, вот тебе целых 16 бесплатных дополнений. Как за что? Ты в нас поверил! Ну же, убери кошелек, ты ведь игру купил… Это тебе спасибо!»
Я, право, расчувствовался. Какие странные и честные люди! И ведь правда сразу как-то верится, что CD Projekt важно это «спасибо» до тебя донести, что им хочется, чтобы ты не считал их роботами на фисштехе.
Поляки, конечно, те еще пиар-суккубы, но давайте честно — когда нам в последний раз говорили простое «спасибо»? Чтобы не сквозь зубы и не из-за того что у вас тут игра с ума сошла, и Reddit недовольно жужжит, а вот просто потому что принципы у авторов такие? Да разве что создатели небольших инди-проектов. Но поляки даже с миллионами бюджета и ААА-серией на руках умудрились не растерять банальной вежливости.
Впрочем, CD Projekt отблагодарила покупателей не только письмом, но и самой игрой. «Дикая охота» — это, по сути, «Безумный Макс» нашей индустрии — привет из другой эпохи, игнорирующий реалии современности.
Третий «Ведьмак» жестокий (отрубленные головы, кишки наружу, кровавые подробности), нетолерантный («Скажи, а вот бабу нужно раз в неделю бить, или чаще надо?») и до неприличия содержательный. И да, я специально говорю «содержательный», а не «огромный», потому что большие локации штампуют все, а вот наполняют их реальным контентом — единицы (против вышек я все равно ничего не имею, если что, но и контентом это не считаю).
При желании «Дикую охоту» можно распилить на три игры, и они все равно будут в разы насыщеннее по-хамски пустой, однообразной и неизобретательной Dragon Age: Inquisition.
CD Projekt сделала игру для живых людей, а не фокус-групп, которым подавай усредненное и безликое.
Так, как CD Projekt, сегодня работать не принято. Потому что в 2015-м можно делать халтуру и все равно хорошо продаваться. Аудитория привыкла — голову отрубят, в шею насрут. Большой бизнес! Последние годы диалог между игроком и издателем слишком часто напоминал пыточную Рамси Болтона:
— Кто ты?
— Консюмер!
— Кто ты? [Прижигает микротранзакциями]
— Консюмер…
— Еще раз. Кто ты? [Тычет в лицо вторым сизон-пассом для Evolve]
— Вонючка! Я Вонючка!
Так и живем. А вот CD Projekt вдруг решила вернуть начало двухтысячных, когда понимание индустрии и требования аудитории были, мягко говоря, другими. Уверен, многие коллеги смотрели на поляков с выпученными глазами. Ну зачем, зачем вы делаете аддоны размером со второго «Ведьмака»! У нас вот DLC про Бэтгерл на час геймплея вышло… Один черт купят! Коллеги, себя пожалейте, за вас переживаем…
Но CD Projekt не жалеет. Для сравнения: за набор костюмов, пару миссий и новые трассы под Бэтмобиль в PSN просят 2000 рублей. За аддоны для «Ведьмака», на которые у вас уйдет 30 часов, — 1500 тысячи. Смекаете?
Ну и как тут не повесить иконку Марчина Ивински на руль велосипеда? Как не удивляться квестам вроде «Мышиной башни»? Как не восхищаться многосложной драмой Кровавого Барона и миллионом необязательных, но неизменно увлекательных миссий?
Я потратил на «Дикую охоту» 120 часов, но так и не увидел берегов Скеллиге, не встретил Трисс… А все потому что бегаю по побочным заданиям. Ведь, в конце концов, в этом и заключается работа ведьмака — путешествовать по деревням, предлагать свои услуги, выполнять заказы на монстров… Романтика жизни в седле.
Покажите на кукле места, где вас заставляли покупать DLC. Origin?.. Больные ублюдки!
Но самое главное, я не чувствую, что меня разводят, как разводили, когда я проходил Watch Dogs, Middle-earth: Shadow of Mordor или Inquisition. Неплохие игры, но черт подери, все упирается в одно и то же — могло быть гораздо круче, приложи их авторы больше усилий. В «Ведьмаке» я вижу кривой польский код, но не конвейерность или халтуру. Даже после Grand Theft Auto 5 и игр от Naughty Dog The Witcher 3: Wild Hunt все еще удивляет своей насыщенностью, глубиной.
И мне по-человечески приятно, что, в отличие от последнего фильма Миллера, «Ведьмак» не провалился в продаже — на июнь 2015 «Дикая охота» разошлась тиражом в 4 миллиона копий. Безумные, но абсолютно понятные и ожидаемые цифры. Потому что когда аудитория чувствует, что ты к ней со всем сердцем, ты продаешь 1,3 миллиона копий даже на PC. Ведь талант, как говорится, не пропьешь, а доверие — не купишь.