Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

«Она — монстр» — невероятно красивое мрачное фэнтези о девушке, внутри которой живет темное божество

В 2015 году под эгидой издательства Image Comics вышел первый выпуск комикса Monstress, и за свою недолгую историю эта серия уже успела обзавестись целой россыпью наград различной величины (в том числе и премией Айснера 2018 года за лучшую продолжающуюся серию). И в том же году уже российское издательство Jellyfish Jam выпустило комикс на русском языке. И сегодня я расскажу вам о мире жестокой войны, которая развивается на страницах первого тома комикса «Она — монстр».
В 2015 году под эгидой издательства Image Comics вышел первый выпуск комикса Monstress, и за свою недолгую историю эта серия уже успела обзавестись целой россыпью наград различной величины (в том числе и премией Айснера 2018 года за лучшую продолжающуюся серию). И в том же году уже российское издательство Jellyfish Jam выпустило комикс на русском языке. И сегодня я расскажу вам о мире жестокой войны, которая развивается на страницах первого тома комикса «Она — монстр».

Сюжет переносит читателя в фэнтезийный мир, раздираемый долгой войной между людьми и расой аркаников — гибридов людей и животных. Их затяжная война перешла в стадию шаткого перемирия после трагической катастрофы, где каждая из сторон потеряла очень много людей.

Главной героиней истории стала Майка Полуволчица — арканик, которая пытается раскрыть тайну смерти своей матери и попутно совладать с хтоническим темным божеством, что сидит внутри нее и постоянно стремится убивать.

Начать стоит с того, что фэнтезийный жанр не такой частый гость в мире комиксов. Обычно это комиксы по лицензии (Forgotten Realms, «Ведьмак» и т. д.), но встречаются и оригинальные работы (Orc Stain, «Клаус»). В обоих случаях фэнтезийные комиксы строятся вокруг лора своей вселенной. Он словно скелет, и без очень крепких костей развить сюжет, а уж тем более завлечь читателя, не получится. Ведь только объяснив читателю правила игры в этом новом выдуманном мире, можно развивать конфликт. Разумеется, что у миростроительства таких вселенных есть свои правила и общепринятые паттерны развития.

«Она — монстр», как и любое другое фэнтези-произведение, начинает свое повествование со знакомства читателя с миром комикса. Надо признать, что после прочтения уже первого выпуска, у меня сложилось четкое понимание того, что комикс изначально делался с замахом на очень долгую историю публикации. Автор беспощадно, по отношению к читателю, представляет тонны информации о здешнем мироустройстве, политических взаимоотношениях сторон, расах, технологиях, истории, божествах и персонажах. У сценаристки Марджори Лью в голове родилась крайне масштабная история, очень структурированная и продуманная. Но здесь кроется, на мой взгляд, первый и наиболее спорный момент комикса — подача истории.

Комикс буквально не дает перевести дух. Каждый раз, когда персонажи начинают что-то обсуждать, читателю следует стремительно доставать блокнот и конспектировать. И пеняйте на себя, если будете читать невнимательно! Марджори Лью очень любит развешивать чеховские сюжетные ружья, но проблема в том, что этих ружей у нее целый арсенал. При чтении нужно с абсолютным хладнокровием принять тот факт, что введенный в сюжет персонаж, предмет или термин могут сыграть в истории свою роль куда позже момента своего явления читателю — тогда, когда вы о них можете уже забыть.

Все как в долгостроях манги, когда герой может появиться спустя сто томов, когда о нем, казалось бы, забыли вообще все — даже самые внимательные фанаты.

Произведение Лью и правда оказалось очень противоречивым. При подготовке к статье я сомневался в своих впечатлениях после прочтения, поскольку знал, что Monstress крайне популярный комикс, который очень быстро набрал свой круг фанатов. А вот меня, к счастью, хайп обошел стороной. Я начал исследовать различные рецензии и мнения, расспрашивать друзей, чтобы сопоставить свои впечатления. И в какой-то момент наткнулся на сравнение с комиксом «Сага» Брайана Вона, который я безмерно люблю. И действительно, сравнение более чем удачное. И там, и там абсолютно новый мир, который не знаком читателю. И там, и там идет война двух рас, и мир, который населен разнообразными существами.

Но если у Вона очень плавно выписанный нарратив, который медленно погружает читателя в новый мир и знакомит с его законами, то у Марджори информация просто бьет ключом. Доходит до того, что в конце каждого номера ученый кот зачитывает краткую лекцию то о расах живущих в мире, то об истории конкретной организации и т. д. Кто-то может сказать, что это очень изящный back matter (комментарий от создателей). Я, конечно, не сценарист, но определенный читательский опыт мне подсказывает, что так делать нельзя, в особенности в тех произведениях, где лор поставлен во главу угла.

Это ведь комикс, а не учебник по истории или энциклопедия фэнтезийного мира.

При этом если бы подача сюжета в комиксе «Она — монстр» не была такой напористой и более мягко вводила читателя в курс дела, то придуманный Марджори Лью мир мог бы дать фору многим знаменитым фэнтезийным и фантастическим вселенным по уровню проработки, многоуровневости сюжетных линий и вниманию к деталям (Лью совершенно заслуженно получила свою премию Айснера в 2018 году как «лучший сценарист»). Это редкий пример комикса, в котором почти нет подтекста. В наш век многоуровневых историй с мета-нарративом это находка. Тут у каждого персонажа хитро сконструированная мотивация, у каждого действия есть конкретные предпосылки в истории. Но это все в рамках сюжета — практически без аллюзий и метафор. Персонажи очень сильно вовлечены во взаимодействие с миром комикса, а этого добиться не всегда просто. Но тут закрался второй неоднозначный момент, который следует осветить, и я говорю о центральном персонаже.

Главной героине Майке Полуволчице выпала нелегкая доля жить в мире жесткого и мрачного фэнтези. Убийства, порой весьма жестокие и зрелищные, предательства, пытки и прочие grim dark аспекты темного фэнтези постоянно происходят на страницах «Она — монстр». И подстать своему миру Майка тоже не робкого десятка. У нее выдалось крайне суровое детство, которое она провела в местном аналоге концлагеря, всех ее родных убили, из близких осталась только подруга, да и та пропала. Ко всему прочему, в теле Полуволчицы сидит плотоядное существо из далеких и очень темных времен, которое превращает Майку в настоящего зверя, стоит ему почувствовать голод. Проблема в том, что Майка и без помощи этой смертоносной сущности уже имеет руки по локоть в крови и не собирается останавливаться. И именно это не позволяет в полной мере сопереживать персонажу. Дело тут в том, что одной из самых простых причин возникновения конфликтов в литературе — борьба противоположностей. Когда мироощущение одного персонажа идет в разрез с мироощущением другого, то возникает столкновение интересов, в котором читатель выбирает сторону.

В комиксе «Она — монстр» же Майка, хоть и непомерно страдает от щупалец темного бога, но, по правде говоря, заслуживает такого соседа по телу, поскольку сама убивает врагов без лишнего сожаления и хватается за оружие при первой возможности.

Что до монстра, что сидит в Майке, то этот персонаж мне понравился больше всех. Похожий сначала на тьму из комиксов The Darkness по ходу сюжета он приобретает черты крайне любопытного персонажа. Ведь сначала идет очень четкий акцент, что он — зло неизмеримой силы. А затем уже читатель начинает понимать, что он не так прост и вообще может быть жертвой. Он великолепен — наблюдать за богом с амнезией очень занимательно. Это очень хороший и интригующий сценарный ход.

На остальных персонажах не буду заострять слишком много внимания, поскольку их образы имеют очень четкую контекстную привязку к миру комикса и тогда придется погружаться в лор, приводя слишком много спойлеров. Лучше познакомиться с ними лично.

И вот мы подобрались к самому вкусному — к рисунку. За него отвечает Сана Такеда, и после того, как в справке о ее биографии я прочитал, что она иллюстрирует коллекционные карточные игры в Японии, то все встало на свои места. Рисунок в «Она — монстр» крайне необычен: классические западные приемы здесь соседствуют с элементами японской манги и корейской манхвы. Невероятное внимание к деталям! Если видите ружье, то увидите все заклепки на нем и даже самые мельчайшие контуры и изгибы. Видите платье на герое, то приготовьтесь разглядывать каждый камешек и каждую бусинку, что украшают его. Особенно впечатляющими получились в комиксе экшен-сцены, а схваток в комиксе довольно много! Они все очень брутальные, кровавые и динамичные.

Рисунок — это бесспорно самое главное достоинство комикса. Не думаю, что у кого-то он может вызвать негативные чувства.

Само издание вышло очень стильным. Темные тона в оформлении, как и в оригинальном издании, приятная на ощупь бумага. Комикс имеет плашку 18+, поскольку сцены насилия и легкая нагота героев имеют место быть. Мат, кстати, тоже есть, и хоть в оригинале он тоже присутствует, его наличие сильно меня покоробило. Я не моралист, но здесь он не к месту. Издание Jellyfish jam вышло в мягком переплете (250×170×11 мм). Сборник оставляет очень приятные впечатления.

Ранее я уже задавался вопросом, должен ли комикс быть комфортным для читателя? Должна ли аудитория испытывать трудности в тот момент, когда она пробирается через дебри сюжета и старается не запутаться? И если такое происходит — вина лежит на ленивом читателе, которого мейнстримные комиксы расслабили донельзя, или на сценаристе, который, создавая крутой концепт, не задумался о сбалансированной подаче сюжета? Каждое произведение нужно рассматривать отдельно и, боюсь, что в этот раз правда на стороне читателя.

«Она — монстр» — темное и мрачное фэнтези, которое больше смахивает на книгу, чем на комикс. История с очень масштабным миром, который страдает от неумения автора правильно погрузить читателя в свою вселенную.

Комикс, у которого есть очень большой потенциал, но которому иногда следует равняться на другие, более грамотно выписанные произведения, хоть на ту же «Сагу». И в то же время «Она — монстр» — очень самобытный комикс, которому не откажешь в оригинальности. Как я уже сказал, это чисто сюжетное произведение и каждый элемент комикса нужен, чтобы развивать историю, что, к удивлению многих, встречается не всегда.