World of Warships. О кораблях глазами новичка
World of Warships — третья игра (если не считать мобильные) военно-исторической серии Wargaming, и посвящена она, понятное дело, кораблям. С предыдущими двумя — World of Tanks и World of Warplanes — у меня не сложилось. Даже не знаю, почему: сессионные игры я люблю, да и тематика интересная, однако как-то не срослось. По этой же причине на «кораблики» я не обращал внимания до того момента, пока игра не вышла и от друзей не посыпалось «А давай попробуем!». Ну, вместе оно всяко веселее, так что клиент был загружен, а я на несколько дней пропал в море.
Поначалу World of Warships может показаться вам простым рескином «танчиков», но это обманчивое впечатление. Танки и корабли у Wargaming — две совершенно разные игры, у которых из общего только сеттинг, частично — интерфейс и еще некоторые мелочи. Но в своей основе Warships — это абсолютно другая игра, со своей внутренней логикой, столь непохожей на предыдущие игры компании.
Начать стоит с того, что по сравнению с World of Tanks и World of Warplanes, World of Warships куда более неспешная по темпу. Если вы пробовали играть в танки и вам показалось, что в них мало динамики, то вряд ли вам придутся по душе и корабли. На начальных уровнях бои кажутся совершенно черепашьими: вот ваша команда понемногу движется к центру карты, вот из-за островов выныривают корабли противника… на средний бой начальных уровней уходит минут по десять, не меньше, и поначалу игра кажется лишенной всякой динамики
Первое впечатление в данной ситуации действительно может сыграть крайне злую шутку с игроками. Главное — пережить первые два уровня кораблей (начальные, по сути) и дойти хотя бы до третьего класса. Благо, его можно получить всего за пару часов игры. Начиная с третьего класса динамика ощутимо меняется: на втором уровне прокачки вы можете пересесть на эсминец, а на третьем приобрести линкор.
Здесь кроется первый значительный плюс игры — ее разнообразие. Все корабли совершенно разные по параметрам, и даже два фактически одинаковых корабля могут оказаться очень разными в бою. Скажем, крейсеры у США и Японии — чуть ли не полностью противоречащие друг другу боевые единицы. У США крейсеры вооружены огромным количеством пушек и крайне живучи, у японцев же они более шустрые и вооружены смертоносными торпедами, но пушек и живучести им не хватает.
И так, собственно, со всеми кораблями. Пересели с эсминца на линкор? Готовьтесь забыть, что такое маневренность и скорость, зато взамен вы получаете крупнокалиберные орудия, которые распотрошат любую цель.
Надоели линкоры и вам захотелось чего-нибудь новенького? Попробуйте авианосцы и удивитесь, как аркадный симулятор становится натуральной военно-морской стратегией. Другой вопрос, что авианосцы сами по себе — настоящий клад для ушлых эсминцев, которые только и ждут пока ваш нос высунется слишком далеко из-за острова, чтобы обработать его пачкой торпед. Эсминцы же сами по себе юркие и маневренные, вооружены опасными торпедами и умеют ставить дымовые завесы, но даже укус комара для них смерти подобен. Один удачный «плевок» от какого-нибудь крейсера если и не перешибет несчастный кораблик пополам, то из строя выведет точно. А без двигателей или рулей эсминец, по факту, готовый труп для дна морского.
Но об этих тонкостях игры вы узнаете позже, начинается же знакомство с World of Warships в порту. Здесь стоят две консервных банки: одна производства США, другая — Японии. В игре пока всего две фракции, но немцы и СССР вскоре также появятся, а отдельные их корабли — к примеру, легендарная «Аврора» или ужасающий немецкий линкор «Тирпиц» — в игре уже присутствуют. Правда, исключительно в виде премиум-кораблей.
Все существует четыре ветки развития: крейсеры, эсминцы, линкоры и авианосцы. Открываются они постепенно: на втором уровне прокачки крейсеров игроки могут купить себе эсминец, на третьем уровне — линкор, а после четвертого уровня линкоров открывается доступ и к авианосцам. Первые три-четыре уровня набираются быстро, что позволит новичкам сдать металлолом куда следует и пересесть на нормальные корабли.
Правда, здесь вскрывается несколько проблем, только не в механике игры, а в самих новичках. Только-только купившие свой первый линкор игроки радостно несутся на полной скорости (целых двадцать узлов в час!) к точке для захвата, где моментально ловят целый борт торпед и быстро тонут. В этом месте у некоторых может произойти разрыв шаблона: мол, как, почему, у меня же так много здоровья! В следующий раз игрок будет уже аккуратнее, но это будет только в следующий раз — по сложившейся традиции, второй попытки вернуться в бой у вас не будет. Пока же бой продолжается без вашего участия, вы можете отправиться в море на другом судне.
И вот так вы будете прыгать между кораблями до тех пор, пока не привыкните к темпу игры и не поймете несколько важных нюансов вроде «линкором в узкие проходы не лезть» и «не стрелять по вражеским эсминцам торпедами — все равно не попадете». Все эти знания приходят постепенно, однако если в команде вдруг есть кто-то опытный, то ошибок на начальном этапе будет значительно меньше. Поэтому я бы порекомендовал почитать несколько гайдов, прежде чем начинать игру — полезнее для нервной системы.
Вообще, в World of Warships здорово реализована классическая система «камень-ножницы бумага» — эсминцы успешно рвут на куски тяжелые корабли, но при этом умирают от малейшего чиха; крейсеры способны уйти от торпед, но бессильны перед плавучими островами линкоров; линкоры же чхать хотели на мелкие пушки эсминцев, но смертельно боятся торпед и других линкоров. Несколько особняком стоят авианосцы, но это потому что они в равной степени надоедают всем классам кораблей и охотно тонут, столкнувшись с любым противником. Если, конечно, на взлетно-посадочной полосе не завалялось вдруг лишних торпедоносцев или бомбардировщиков.
Из таких нюансов и рождается тактика. Линкоры стоят в средней линии, поливая вражеские позиции килограммами зарядов; эсминцы ставят дымные заграждения и, словно камикадзе, вгрызаются в строй врага, терроризируя его торпедами; крейсеры сходятся в ближнем бою, отгрызая друг от друга куски и сражаясь за контроль над точками. В любой момент ситуация на поле боя может измениться, скажем, если на ваш линкор нападет сразу несколько вражеских кораблей, а все ваши силы будут сосредоточены на другой точке, то вы почти гарантировано потеряете союзника и приличную часть суммарной огневой мощи. Точно так же ситуацию может изменить и заблудившийся эсминец, который случайно наткнулся на авианосец врага и быстро превратил его в решето, пока союзники авианосца не успели отреагировать и прийти на помощь. Возможностей и ситуаций в игре масса, просто не все они видны новичку.
Помимо боев в игре присутствует и мирный порт, в котором игроки отдыхают после сражений. Здесь совершаются все небоевые действия: ремонт, переоснащение и так далее. Некоторые возможности оказываются доступны только с приобретением определенного ранга аккаунта: к примеру, доступ к ежедневным заданиям открывается только с третьего уровня, возможность приставить к кораблю капитана открывается на пятом. С развитием у игроков появляется возможность «цеплять» на свой корабль флажки-сигналы, которые дают бонус к определенной характеристике корабля (дополнительный опыт за бой, увеличенное сопротивление возгоранию), а также перекрашивать их. К сожалению, розового камуфляжа в игре нет (зато есть ядовито-желтый!), поэтому выжечь вражеским капитанам глаза окраской своего линкора не выйдет, однако камуфляжи и без того весьма полезны: уменьшают заметность вашей посудины и уменьшают вражескую точность. Капитан же корабля добавляет ему небольшие, но приятные бонусы вроде ускоренного поворота башен или ускоренного времени восстановления некоторых умений. Вроде и мелочь, но в бою помогает.
Еще одна пачка благодарностей улетает в адрес питерской студии Lesta, которая отлично поработала над визуально-звуковой составляющей игры. Игра выглядит здорово, при этом не особо требовательна к ресурсам (но на максимальных настройках средней руки компьютеры, конечно, будут лагать), но отвлекаться на пейзажи тут некогда. Сами корабли внешне вызывают уважение, даже самые простые консервные банки сделаны на совесть. Корабли же выше пятого уровня выглядят настолько грозно, насколько это вообще возможно.
Отдельное спасибо за звук. Пушки в игре громыхают как надо, взрывы и всплески при промахах звучат очень здорово, а при стрельбе из главного калибра линкоров, если вы не отдалили камеру, можно натурально оглохнуть — «бахают» они мощно и сочно. Единственный минус — музыкальное сопровождение, которое просто никакое. Но сделано оно, кажется, только для галочки.
Как и любая фритуплей-игр World of Warships в определенный момент ненавязчиво предлагает заплатить, благо в игре есть куча возможностей потратить деньги. Накопилось много опыта, полученного на полностью прокаченном корабле, а для другого судна опыта не хватает? Не беда, конвертируйте его с помощью дублонов (местная валюта, приобретаемая за реальные деньги). Мало мест в порту? Дублоны в помощь! Не хватает мест в резерве для капитанов? Ну, вы поняли. В ту же степь идет и «Эй, а почему мне так мало опыта идет за бой? Может, купить премиум-аккаунт?». Другой вопрос, конечно, в том, что стоит это все не так и дорого, вот только остановиться в своих тратах бывает сложно. В самом деле, как тут остановиться, когда этот вот симпатичный кораблик стоит всего X дублонов?!
P.S. Игра на данный момент активно развивается, и если нынешний ассортимент плавсредств вас не устраивает, то загляните ближе к середине октября, когда в игре появится ветка советских эсминцев.