E3 2019. Watch Dogs Legion — агитка или политический кликбейт?
Давайте выясним это у креативного директора Клинта Хокинга.
Брекзит — не причина проблем нашего мира, но причины Брекзита — причины проблем нашего мира.
Оу. Как мило. Только вот игру представили совсем с другого угла, фактически сказав: «это Лондон после Брекзита, и теперь это антиутопия». Это на словах у вас, значит, есть нюансы. А как дело доходит до того, что показывается публике, то они сразу улетучиваются, потому что пропаганда нюансов не терпит. «Брекзит -> антиутопия», точка.
Но давайте дадим Хокингу шанс объяснить, какие же этом такие причины у Брекзита, которые могут привести к появлению этого мрачного сеттинга.
Мы хотели уделить внимание вещам, которые происходят в мире сейчас: рост авторитаризма, экономические проблемы, политические сложности, все вот эти вещи, и использовать их в качестве декораций.
Прямо хочется поинтересоваться, где же это в мире растет авторитаризм. Разве что у нас — но уж явно не в странах первого мира. Все остальное же перечисленное Хокингом, получается, просто вода: «ну сложности, проблемы, ну вот это всякое». Сложности и проблемы те или иные есть всегда — если уж ты взялся обмусоливать конкретное актуальное событие, то надо говорить прямо о тех вещах, которые связаны с ним. Но у Хокинга не хватит смелости поднять вопрос мигрантов — ключевой для Брекзита. Никакой смелости не приходится ждать и от его игры.
Вот Хокинг назвал ровно одну проблему якобы современного мира — авторитаризм. Как она будет выражена в Watch Dogs Legion? Авторитарные режимы в нашем мире зиждутся на сильном правительстве, но буквально первое, что мы слышим о мире игры после волшебного слова «Брекзит», — это то, что правительство просто развалилось к чертям. Вот так, на пустом месте. Власть захватили корпорации, а вместо силовиков по улицам расхаживают наемники из ЧВК. Более банальных противников и придумать было нельзя. Ведь сражаться против демократически избранного правительства было бы плохо, мочить беззубых бобби — тоже, поэтому надо выдумать фантастических злых капиталистов и военную хунту с ними в сговоре. Установление полного контроля за всей Британией какой-то ЧВК — сценарий не менее смехотворный, чем завоевание Америки Северной Кореей, но вот только его подают как что-то серьезное.
Посмотрите внимательно трейлер. Там протестующие просят вернуть бобби на улицы, утверждают, что их 99% и всячески подчеркивают, что «Альбион» — та самая ЧВК, которая всем заправляет — мочит людей почем зря и вообще зло злодейское. Нет никакого сомнения в том, что так и будет. Это будет еще одна безликая игра от Ubisoft, где враги — безликая масса теперь не культистов, а наемников — невелика разница. Наемников никому никогда не жалко, ЧВК и вовсе объединяют в себе все зло в мире — они и военные, и капиталисты, и не принадлежат какой-то стране, а значит, если их убивать, никто не обидится. Окей, Ubisoft, вы придумали максимально стерильных противников для своей хакерской игры — так причем тут Брекзит?
Передадим снова микрофон Клинту Хокингу.
Dedsec сражается за наше будущее, собирая вместе разнообразных людей с разнообразными точками зрения и сражаясь с настоящими угрозами нашей свободе и демократии.
Дорогой Клинт Хокинг, демократия — это то, почему Брекзит вообще происходит. Ты не можешь быть за демократию и при этом выпускать агитку, в которой Брекзит малюется как предвестник апокалипсиса. Выбери одно.
И вот этот разговор про «разнообразие» — интересно, а сторонники Брекзита включены в это множество «людей с разнообразными точками зрения»? А то все это немного напоминает, как Шайя Лабаф устраивал стрим со слоганом «Ему не разделить нас», но почему-то сторонникам Трампа на нем он был не рад.
Посыл игры — в том, что даже в нынешнем мире нас разделяют, разные силы сталкивают нас друг с другом. Посыл этой игры — это весточка надежды.
Посыл игры — в том, что простым людям надо отложить в сторонку свои разногласия и объединиться. Нас спасут не политики и не какой-нибудь мессия, который спустится к нам с горы, а мы сами. Отложить в сторону разногласия и выступить против того, что очевидно плохо, — вот что нам надо сделать.
Первым делом хочется сказать, что если смысл вашего произведения — это «давайте жить дружно» и «надо выступить против того, что ОЧЕВИДНО плохо», то вам надо делать не игру с рейтингом М, а книжку-раскраску для самых маленьких.
Но если смотреть на эту фразу в контексте того, что в игре Брекзит приводит к коллапсу всей страны, а о других проблемах Англии мы не слышим, «то, что очевидно плохо» — это не массовые изнасилования несовершеннолетних девочек и не постоянные атаки на прохожих при помощи мачете. Нет, это голосование за отделение от Евросоюза. Прямо хочется уточнить — а призыв объединиться включает в себя те 52% населения, которые проголосовали за Брекзит?
Извините, что тут так много про политику — игра такая. Раз Watch Dogs Legion лезет в эту горячую и противоречивую тему, я жду от нее соответствия заявленному. Я жду, что игре будет что ответить на эти вопросы. Хотя, честно говоря, не очень-то я в это верю. Юбисофтовская Far Cry 5 развернулась в самом политически заряженном сеттинге — и не сказала ни слова о чем-то актуальном. Этот сеттинг был кликбейтом — точно так же, как и слово Брекзит наверняка будет в новой Watch Dogs чем-то из далекого прошлого. Зато оно позволит попасть на передовицы всех непрофильных изданий!
Как бы то ни было, в плане идейного наполнения я вижу у Watch Dogs 3 лишь два выхода — или омерзительная пропаганда, или беззубый слив темы Брекзита в пользу противостояния выдуманным корпорациям. Оба варианта плохи.
Завершить этот текст я хочу недавним высказыванием широко уважаемого Криса Авеллона.
Я думаю, что игре лучше, когда она задает вопрос, предоставляет ряд перспектив на этот вопрос, но ответ оставляет за игроком. Я оставляю политику частью игрового мира, его лора. Я считаю, что игры — это развлечение. Если вы активно продвигаете точку зрения в вашей игре — и вы утверждаете, что она верная, а не задаете вопрос и не рассматриваете его с разных сторон — то ваша игра перестает быть игрой и становится кафедрой для проповеди.
Самое ироничное тут то, что аналогичное заявил вице-президент Ubisoft Томми Франсуа.
Ив сказал нам, что наша цель — дать игрокам всю информацию, что мы только можем, и позволить им выбрать, какие стороны наших миров они хотят исследовать. <…> Если бы моя игра была про вьетнамский конфликт, например, то в ней стоило бы представить и Вьетминь, и Вьетконг… все точки зрения. И это позволило бы людям принять собственные решения, а нам — сделать более взрослые игры, а не черно-белые.
Разбудите меня, когда Ubisoft начнет такие игры делать.
Больше о Watch Dogs Legion
- Текстовая трансляция конференции Microsoft
- Текстовая трансляция конференции Bethesda
- Текстовая трансляция PC Gaming Show
- Текстовая трансляция конференции Ubisoft
- Текстовая трансляция конференции Square Enix
- Суть. Все самое важное с конференции Microsoft
- Суть. Все самое важное с конференции Bethesda
- Суть. Все самое важное с конференции PC Gaming Show
- Суть. Все самое важное с брифинга Ubisoft
- Суть. Все самое важное с конференции Square Enix
- Суть. Все самое важное с Nintendo Direct
- Как Интернет отреагировал на конференцию Microsoft
- Как Интернет отреагировал на конференцию Bethesda
- Как интернет отреагировал на конференцию Ubisoft
- Как интернет отреагировал на анонс «Мстителей» от Square Enix
- Опрос. Что вы думаете о конференции Microsoft
- Опрос. Что вы думаете о конференции Bethesda
- Опрос. Что вы думаете о конференции Devolver Digital
- Опрос. Что вы думаете о PC Gaming Show
- Опрос. Что вы думаете о конференции Ubisoft
- Опрос. Что вы думаете о конференции Square Enix
- Опрос. Что вы думаете о Nintendo Direct?
- Опрос. Кто выиграл E3 2019?
- Лучшие мемы и шутки про E3 2019
- Впечатления от Star Wars Jedi: Fallen Order
- Впечатления от Gears 5
- Впечатления от Battletoads
- Впечатления от Dying Light 2
- Впечатления от ремейка Final Fantasy VII
- Впечатления от Marvelʼs Avengers
- Впечатления от Elden Ring
- Впечатления от The Outer Worlds
- Впечатления от Darksiders: Genesis
- Записки из Лос-Анджелеса. День первый
- Записки из Лос-Анджелеса. День второй
- Записки из Лос-Анджелеса. День третий
- Записки из Лос-Анджелеса. День четвертый
- Лучшие трейлеры конференции Microsoft
- Лучшие трейлеры конференции Bethesda
- Лучшие трейлеры PC Gaming Show
- Лучшие трейлеры конференции Ubisoft
- 5 самых неожиданных моментов E3 2019
супергероика в которой весь город захватывают военные в играх существует уже много лет. Не помню было ли оно до прототипа, но вроде было
пропаганда чего, простите?