26 сентября 2017Киберспорт
Обновлено 26.09.2017

Как развивалась серия FIFA

До старта FIFA 18 осталось совсем ничего — уже 29 сентября EA Sports откроет новый футбольный сезон. FIFA сегодня — это мощнейшая игра-сервис, аккумулирующая в себе так много всего, что в ней любой фанат найдет, чем себя занять. Но в начале своего пути в FIFA не было даже настоящих имен футболистов, а о многообразии режимов не шло и речи. В этом материале мы проследим весь эволюционный путь легендарного футбольного сериала, затронув самые знаковые выпуски FIFA. Правда, с одной оговоркой: последние выпуски трогать не будем — про них и так все хорошо известно.
До старта FIFA 18 осталось совсем ничего — уже 29 сентября EA Sports откроет новый футбольный сезон. FIFA сегодня — это мощнейшая игра-сервис, аккумулирующая в себе так много всего, что в ней любой фанат найдет, чем себя занять. Но в начале своего пути в FIFA не было даже настоящих имен футболистов, а о многообразии режимов не шло и речи. В этом материале мы проследим весь эволюционный путь легендарного футбольного сериала, затронув самые знаковые выпуски FIFA. Правда, с одной оговоркой: последние выпуски трогать не будем — про них и так все хорошо известно.

Футбольные симуляторы, разумеется, существовали еще до запуска серии FIFA — на одной только NES их было огромное количество. Правда, футболом все это назвать можно лишь условно: непонятно кто бегает непонятно где. Ситуацию в жанре кардинально поменял релиз FIFA International Soccer — EA Sports продемонстрировала, как должна выглядеть взрослая игра про футбол.

Разработчики прекрасно воссоздали футбольный антураж: изометрическая камера придавала ощущение телевизионной трансляции, стадион был окружен настоящими рекламными щитами, а игроки вприпрыжку отмечали забитые мячи под шум трибун. А вот клубных команд FIFA International Soccer очень не хватало — EA Sports тогда ограничилась лишь национальными сборными. Да еще и все имена футболистов были вымышленными.

Зато в FIFA International Soccer можно было заняться менеджментом команды — например, выбрать схему игры на матч, а это очень серьезно для начала девяностых!

Если клубные команды EA Sports ввела еще в FIFA Soccer 95 — и это было единственным важным нововведением всего выпуска — то FIFA 96 претерпела более внушительные изменения. Так, наконец появились реальные футболисты с настоящими именами и позициями на поле; команды располагали актуальными на тот момент составами. Виртуальные поля вытаптывали уже не какие-то ноунеймы, а звезды вроде Патрика Клюверт и Марка Овермарса из легендарного состава Аякса тех лет!

Версии игры для первой PlayStation и PC перевели на 3D-движок «Virtual Stadium»: все окружение стало объемным и более детализированным; но сами модели игроков хоть и выглядели чуть лучше, по-прежнему оставались спрайтовыми. Новый движок повысил не только уровень графики, но и темп матча — игра чувствовалась намного динамичнее. Также, в отличие от первых частей, в FIFA 96 появились полноценные комментаторы. Это сейчас принято ворчать, мол, надоели тараторить одно и то же, а тогда это было безумно круто!

FIFA: Road to World Cup 98 многим запала в душу своим великолепным интро под Song 2 от британской группы Blur. Вот тут уж точно можно пожаловаться, что сейчас такого не хватает!

Road to World Cup 98 — это, по большому счету, доведенная до ума и дополненная версия FIFA 97. Сюда перекочевали улучшенные трехмерные модели футболистов и режим «Indoor Mode», переносящий игроков с больших полей в спортзал. Можно было ощутить всю специфику мини-футбола: короткие пасы, маленькая площадка и легкая атмосфера. Это до появления FIFA Street!

Также в Road to World Cup 98 впервые появился внутриигровой редактор, где можно было поиграться с характеристиками игроков и изменить внешний вид футбольных форм (прямо как в Pro Evolution Soccer). Ну, а последним заметным изменением стали составы сборных, которые расширили, добавив не только основных игроков, но и тех, кто заглох в резерве — EA начала работать над мелочами.

После Road to World Cup 98 новые части обходились без глобальных изменений, опираясь в основном на свое наследие. Затишье прервалось с релизом FIFA 2001 — в ней произошли уже более заметные перестановки и начали прощупываться корни той FIFA, которую мы знаем сегодня. Здесь, например, формы игроков не только повторяли окрас своих реальных прототипов, но и светили эмблемой клуба — EA Sports потихоньку приближалась к полному лицензированию команд.

Но главное — в FIFA 2001 EA Sports сильно преобразила само футбольное представление. Игроки очень живо вели себя на поле, жестикулировали, общались с напарникам по команде и апеллировали к арбитру, выпрашивая угловой для своей команды. После забитого мяча футболисты неслись к трибуне, чтобы вместе с болельщиками отпраздновать взятие ворот.

Геймплей же чуть замедлили, сделав темп игры более приближенным к реальному; FIFA 2001 уже позволяла играть в разноплановый футбол с обилием навесных и диагональных передач.

Следующим большим шагом стала FIFA 2004. Разработчики вывели FIFA на технически новый уровень. Появилось множество плавных анимаций обработки и приема мяча. Сам футбольный снаряд больше «не приклеивался» к ногам и свободно катился, слегка подпрыгивая при сильных передачах.

Во время ударов игроки ставили корпус так, как это делают их реальные прототипы. К тому же, как раз начиная с FIFA 04, сериал обзавелся красивой системой повторов с эффектными ракурсами. За счет всех улучшений FIFA 2004 игралась совершенно по-новому.

На этом новшества FIFA 2004 не заканчивались: впервые в серии дебютировал режим «Карьера». Правда, длился он всего пять сезонов, но там уже были тренерские задачи и трансферный рынок (который еще не успел сойти с ума).

Как развивалась серия FIFA - фото 1

FIFA 06 ознаменовала начало самого тяжелого периода для серии. Тогда особенно активно начал выступать главный конкурент FIFA — Pro Evolution Soccer 5. Сложилась ситуация прямо противоположная сегодняшней: PES обыгрывал FIFA по все фронтам. В плане геймплея PES 5 тогда была намного изобретательней своего канадского оппонента.

Но, несмотря на все проблемы, FIFA 06 все равно стала важнейшим выпуском, определившим развитие серии — в ней зародились вещи, ставшие неотъемлемой частью FIFA в будущем. Большие метаморфозы произошли в режиме карьеры: теперь вы могли заключить контракт со спонсором, улучшив финансовое положение своего клуба, но для этого нужно хорошо выступать во всех турнирах. А пока не было средств на супер-звезд, на помощь приходили скауты — еще одно важное нововведение FIFA 06.

Кроме того, появилась возможность продлевать контракты с действующими игроками и брать новичков в аренду. И самое интересное новшество — командная химия (сыгранность игроков). Да, эта система появилась в FIFA 06 еще до рождения великого FIFA Ultimate Team.

Жесткое противостояние с Pro Evolution Soccer закончилось релизом FIFA 09 — именно с этого момента началось полное доминирование футсима от EA Sports.

Конечно же, в первую очередь благодаря тому, что EA, начиная с FIFA 09, приступила к развитию онлайн-сервисов серии. Так, в FIFA 09 дебютировал главный катализатор успеха всего сериала — FIFA Ultimate Team, популярнейший карточный режим, без которого не обходится ни один новый выпуск FIFA.

Кроме того, в FIFA 09 интегрировали онлайн-сервис Adidas Live Season: это система, которая отслеживала изменение физической формы настоящих игроков, и на их основе корректировала параметры их виртуальных прототипов. Если, например, Уэйн Руни сдал в реальной жизни, то в игре он будет менее эффективен, пока снова не наберет форму.

Геймплейно все тоже достаточно круто изменилось: для FIFA 09 написали новый физический движок, преобразивший единоборства на футбольном поле; матчи изобиловали эффектными подкатами и падениями. Габаритные игроки получили преимущество в борьбе за мяч, но при этом появилась игра корпусом, дарившая шанс укрыть мяч миниатюрным игрокам.

Как развивалась серия FIFA - фото 2

FIFA 12 переехала на совершенно новый движок — «Impact Engine», сильно поменявший некоторые базовые механики. Здесь дебютировала новая система отбора мяча — «Tacktical Defending». Раньше было как: просто зажимаешь одну кнопку, и игрок как угорелый бежит на перехват — от вас большего не требуется. Теперь же все приходилось делать самому: подбежать, держать дистанцию, не дать себя обыграть и вовремя совершить отбор — так выглядела новая система. Безусловно, «Tacktical Defending» придала игре тактической глубины и сложности.

Отнимать мячи стало сложнее в том числе и благодаря точечному дриблингу (Precision Dribbling). Это еще одно важное нововведение FIFA 12: игроки тоньше чувствовали и контролировали мяч; улучшилась обработка, быстрее выполнялись сложные финты.

Также по-другому в FIFA 2012 просчитывались травмы — система стала более наглядной: скажем, если игрок после борьбы на втором этаже неудачно упал на руку, ушиб придется именно на определенную ее часть. Кстати, все эти новшества отныне были доступны и владельцам PC — сюда EA долгое время портировала версию игры со старого поколения консолей, но с FIFA 12 ПК-игроки начали получать актуальную версию.

Секрет успеха FIFA в том, что EA Sports тонко чувствует вектор развития серии. Канадцы точечно вводят улучшения в каждую новую часть, выстраивая вокруг них всю игру. Кто-то может сказать, что дело исключительно в огромном бюджете, но это заблуждение: облажаться можно при каких угодно деньгах. FIFA всегда понимала, что такое футбол и обращала внимание даже на не самые очевидные мелочи. EA Sports и фанаты футбола на одной волне, мы разговариваем на одном языке — а это важно.

Комментарии 9
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
_KRAKEN_
_KRAKEN_
Хотелось бы статью не про говно-фифу, а про культовый PES
Тянка и Кек
Тянка и Кек
ох помню в 98 рубился. очень играбельный был футбол. Но был еще какой-то футбик еще проще и еще играбельней, и полностью забыл что это за игруха, может кто подскажет, примерно же этого времени. В 98 еще в саундтреке был технотриллер Busy Child от The Crystal Method