Введение в стэндап
Комиксы, аниме и стэндап объединяет то, что в России многие обходят их стороной, хотя они могут развлекать, поднимать настроение и заставлять думать не хуже фильмов, игр и сериалов. Эти жанры игнорируются из-за неточных представлений и сложившихся стереотипов, а иногда просто из-за того, что люди начинают знакомство с ними с неудачного представителя жанра, по которому они составляют представление обо всей индустрии.
Но все три этих жанра – глубоки и разнообразны. Как кино не может быть само по себе «плохим» видом искусства, так и формат живых выступлений, жанр мультипликации или рассказы, объединяющие графическую и литературную подачу сюжета, не могут быть неудачными сами по себе. Я уверен, что каждый человек может найти в этих жанрах нечто, что не просто придется ему по душе, но станет чем-то дорогим и личным, словно было сделано конкретно для него.
Многие шутят на тему расизма, религии, отношений мужчин и женщин, потому что именно там больше всего недоговорок, бытовой лжи, самообмана и притворства
Как я уже упоминал в своих гайдах по комиксам и аниме, есть определенные препятствия, с которыми сталкиваются люди, пытающиеся познакомиться с новым жанром. Языковой барьер – один из них.
Не всем комфортно смотреть аниме с субтитрами, пытаясь разобраться в тонкостях интонаций японской речи, не все готовы читать комиксы и смотреть стэндап выступления на английском. И если в комиксах язык достаточно прост, то воспринимать на слух быструю речь комиков, использующих идиомы, игру слов и незнакомую лексику, куда сложнее. Переводы существуют, но их не так много, поэтому рано или поздно упираешься в то, что по-настоящему насладиться жанром можно лишь с хорошим знанием языка.
Второй барьер – культурный. Мироощущение и традиции японцев в аниме, многочисленные отсылки к американской поп-культуре в комиксах и шутках стэндап-комиков – все это не так легко ложится на наш менталитет. От аудитории требуется определенная гибкость сознания и готовность разбираться в вопросе или же просто ждать, пока не пройдет привыкание.
Но, несмотря на эти и другие барьеры, сложности, стигмы и стереотипы, я все равно считаю преступным упущением то, что общество игнорирует целые пласты мирового искусства, дающие зрителям, читателям и слушателям уникальный опыт, который не может дать им ни один другой вид искусства. Именно поэтому я продолжаю писать подобные гайды – мне обидно от мысли, что существуют шедевры, не получившие должного признания и известности лишь по той причине, что были созданы не в самом доступном и популярном формате.
На писательских семинарах часто говорят: «Книгу, которую напишете вы, не сможет написать никто другой. Это ваш уникальный опыт и это делает ее и впечатление, которое она произведет на читателя, неповторимыми». Это не значит, что нет плохих книг, или что уникальность сама по себе создает ценность, но все же о ней не стоит забывать.
Стэндап – это во многом терапия, которая позволяет примириться с действительностью
Это не значит, что человек обязан прочитать каждую книгу на Земле, посмотреть каждый фильм и просмотреть детсадовские рисунки всех детей планеты, но если в жанре появляются гении, глупо игнорировать их произведения только потому, что «комиксы – для детей», «аниме – это больше глаза и трусики», а «стэндап – это про письки и пердеж». Если вас тянет подписаться под этими стереотипами, добавьте туда же и «видеоигры для школоты», потому что нельзя быть немножко поверхностным и чуть-чуть ограниченным. Если поддакиваешь толпе, соглашаешься сразу со всем ворохом бреда, что она несет.
Даже самые лучшие фильмы и сериалы не смогут дать те эмоции и мысли, что зритель получает от мультфильмов Миядзаки, от комиксов Алана Мура или стэндап-выступлений Дага Стэнхоупа. Не потому что они лучше всех фильмов вместе взятых, а по той простой причине, что этот опыт уникален, и чтобы получить его, нужно познакомиться с новым жанром, сам формат которого гарантирует другой способ подачи истории, мыслей и эмоций, а значит, и абсолютно новые ощущения от восприятия истории. Комикс читается не как книга, аниме смотрится не как фильм, а стэндап-комедия – не КВН.
Если комиксы и аниме все более или менее себе представляют, то о стэндапе в нашей стране составляют представление по «Камеди клабу», хотя его резиденты работают по большей части в других жанрах.
Стэндап зародился еще в 18-м веке в Англии, где комики выступали перед живой аудиторией в мюзик-холлах, но второе дыхание он получил в Америке в послевоенные годы, где к семидесятым стал основным жанром комедии.
Стэндап-сцена стала одним из главных источников новых талантов для кино и телевидения. Там начинали Вуди Аллен, Джим Керри, Билл Мюррей, Робин Уильямс, Адам Сендлер, Джейми Фокс, Эрик Бана, Кевин Спейси, Саймон Пегг, Майкл Китон, Рон Перлман, Эмма Томпсон и Стив Бушеми.
Что до определения самого формата, то чаще всего стэндапом называют сольные выступления комиков, которые представляют материал собственного сочинения. Мы обычно смотрим масштабные концерты, записанные для издания на дисках и показа по ТВ, но важно понимать, что в сердце жанра – выступления в маленьких клубах, часто включающие в себя общение с аудиторией, что не ограничивается высмеиванием отдельных ее представителей. Комик может использовать реплики из зала как материал для импровизации или в качестве логичного перехода к следующему «биту» - части выступления, завязанной на одной шутке.
Мы привыкли совсем к другому формату комедии. Либо автор монолога и комик на сцене – разные люди, либо писатель сам читает собственные произведения, но чаще всего он буквально читает их с листа, не пытаясь создать ощущение живого диалога с аудиторией.
Сам материал тоже сильно отличается по формату и подходу. Юмористы разыгрывают сценки или зачитывают рассказы, стэндап же старается не отрываться от формата живого диалога, как будто вы разговариваете с другом в баре. Комик может рассказать байку, которая произошла с ним, приукрашивая правду, а то и выдумав ее полностью, но подача материала останется максимально близкой к живой речи.
Внимание аудитории захватывается не столько удачными шутками или забавными байками, сколько харизмой комика, его умением создать то самое ощущение диалога с другом, который не затыкается. Поэтому подача, паузы, прощупывание настроений аудитории и перестройка выступления на ходу становятся крайне важными для стэндапа.
В Америке у стэндапа есть и свое четкое назначение – выпускать пар. Это общественный вентиль для многих напряженных вопросов. Вы не можете назвать негра негром, если вы белый, но стоит выйти на сцену – вам все можно. В стэндап клубе нет запретных тем, нет толерантности, нет непристойности, а точнее, чем более табуированная тема будет поднята – тем лучше, чем более омерзительные извращенные подробности сексуальной жизни будут затронуты – тем больше хохочет публика. Но дело не в дурном вкусе и не в примитивизме шуток про письки и пердеж, не в простом детском наслаждении от матерщины.
Людям нужна свобода, нужно снять обувь и пошевелить пальцами. В обычной жизни они не могут высказывать все, что думают, потому что у этого будут последствия, но если они выйдут на сцену или услышат, как это говорит в микрофон кто-то еще – им становится легче. Тяжелые темы вроде абортов и терактов становится легче обдумывать в контексте этой циничной честности, ведь можно сказать то, о чем все думают, но никто не решается сказать вслух.
Стэндап способен примирять людей с некоторыми вещами. Люди слишком много времени проводят в виртуальном мире приличного общества, стэндап же может напомнить им о том, что мы – животные, а не облака из идей и эмоций, у нас есть физическое тело, и это тело стареет, жиреет, болеет, а однажды – умрет. Комик жалуется на обвисшее пузо и неудачные свидания, проблемы с потенцией, и прочие вещи, о которых мы стараемся не думать, и зал смеется, потому что напряжение от игнорирования многих вещей выходит наружу.
Многие шутят на тему расизма, религии, отношений мужчин и женщин, потому что именно там больше всего недоговорок, бытовой лжи, самообмана и притворства. Муж вынужден идти с женой на вечеринку к соседям и не может попросить ее заткнуться, потому что после второго бокала она начинает нести чушь. Комик говорит это за него, и человек смеется, потому что ему больше не нужно держать это в себе – напряжение уходит. И жена смеется, потому что понимает это и сама, а если не понимала до этого – начинает задумываться, примеряя на себя.
Стэндап – это во многом терапия, которая позволяет примириться с действительностью – настоящей, а не той, в которой мы притворяемся, что живем.
Поэтому все больше комиков рассказывают о своей жизни, о самых непрезентабельных и постыдных ее моментах. Люди могут соотносить себя с ними в этих самых базовых мелочах, и ловить в этот момент ощущение близости с незнакомым человеком, принадлежности к некой группе, что способно хоть ненадолго рассеять ощущение одиночества и непонимания этого «безумного, безумного, безумного мира» в котором все не так, как должно быть.
Несмотря на то, что мы живем в другой культуре с несколько другими проблемами, мы так же полны страхов и неуверенности, у нас тоже может свисать пузо, и мы тоже часто не понимаем своих партнеров, поэтому этот жанр по большей части универсален.
В следующих статьях цикла мы посмотрим поближе на самых талантливых комиков со всего мира.