Впечатления от сериала «Мертвое озеро»: несложившийся пазл «ТНТ-Премьер»
Действительно, первые сцены проекта наводят на мысль о его (сознательной или бессознательной) связи с культовой линчевской фантасмагорией. Тут таинственное убийство хорошо знакомой всем в городе девушки, и прибытие столичного специалиста, и атмосфера непонятности, и даже дикие сценарные выверты (например, сестры Кутеповы играют здесь сиамских близнецов).
Из этого списка аналогий выбивается опора на шаманский фольклор. Но решение базироваться именно на обычаях и легендах коренных народов Заполярья — крайне разумный для создаваемого в российских условиях и для российского зрителя продукта ход, так как он одновременно работает и на органичное вплетение мистической подоплеки, и на осваивание целого пласта готовых сюжетных арок.
Но стоит устроить чуть более тщательное знакомство с Чангаданом, как сразу проступят типично российские сериальные особенности. Любовная линия, которая завязывается после встречи Покровским героини Александры Ребенок (в пилоте, к слову, на ее месте была певица Глюкоза), немного отдает нехорошим мелодраматическим душком.
В жителях города традиционный для глубинки набор стереотипов гораздо сильнее и ярче нарисованных поверх их образов странностей. Хорошим примером могут послужить местные полицейские: начальник (Александр Робак) и его молодой коллега (Павел Табаков). Это герои, которых мы уже миллион раз видели. А финальный сюжетный твист (отличительная особенность пока каждой серии) оказывается событием неоправданным, лишь, как обычно, заставляющим зрителя ждать следующий эпизод.
Тяжело дать шанс «Мертвому озеру» еще и потому, что ставки на него были слишком высоки. На имидж проекта работала не только привязанность к бренду «ТНТ-Премьер», удивившему ВИЧ-драмой «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова и политической сатирой «Домашний арест» с Павлом Деревянко, но и его (точнее, его первого эпизода) уверенное фестивальное шествие, которое заставило относить сериал еще и к скандинавскому зимнему нуару — сериалам и фильмам, перенявшим подход к жанру у писателей Несбе, Ларссона и других.
Возможно, несколько позднее метафизичность расследования Максима Покровского перейдет от его галлюцинаций к объемным философским (и даже эзотерическим) подтекстам. Но пока «Мертвое озеро» — это обычный российский детектив с хорошими артистами и в меру интригующим сюжетом. Ну и с парой приглашенных звезд уровня Скруджи, что чести, конечно, ему тоже не делает.
"Несложившийся пазл" - название статьи не оправдывает само себя. Как раз таки с точки зрения сценария, кастинга и съёмки пазл хорошо складывается. Не совсем понятны претензии автора к сериалу. Любовная линия? Вполне закономерный ход, я бы сказала, раскрывается она интересно, напоминает как раз скандинавские мотивы тем, что показывает отрешённость героя от обычной жизни и его маниакальную приверженность работе. Потом, мы миллион раз видели героев начальника и рядового полицейского, но это не столько детективный штамп, сколько жанровая необходимость. Надо отдать им должное - они интересны, актёры и характеры интересны. Могло быть лучше - это точно, но продукт-то вполне добротный. Надо ли ждать от него философской глубины "Твин Пикса" или дать возможность раскрыться по-своему? Это, всё же, совсем другая штука)