Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
14 мая 2020/Игры

Впечатления от Crusader Kings 3 — Средневековье, «игры престолов» и борьба с вассалами

Некоторым игрокам очень сложно принимать стратегии от Paradox. «Это же просто нагромождение непонятных табличек!», — говорят они. Спорить, конечно, сложно — табличек действительно много, они зачастую занимают большую часть экрана и постоянно требуют к себе внимания. Однако стоит вам с этим смириться и хотя бы немного разобраться, как вы обнаружите под нагромождением текста крайне увлекательный геймплей, способный подарить немало запоминающихся моментов. Crusader Kings 3 в этом смысле — не исключение.
Некоторым игрокам очень сложно принимать стратегии от Paradox. «Это же просто нагромождение непонятных табличек!», — говорят они. Спорить, конечно, сложно — табличек действительно много, они зачастую занимают большую часть экрана и постоянно требуют к себе внимания. Однако стоит вам с этим смириться и хотя бы немного разобраться, как вы обнаружите под нагромождением текста крайне увлекательный геймплей, способный подарить немало запоминающихся моментов. Crusader Kings 3 в этом смысле — не исключение.

Paradox дала прессе несколько дней, чтобы познакомиться с новой глобальной стратегией, и попутно ответила на ряд вопросов. Стоит отметить, что этот билд был довольно стабильным, но все равно не без проблем — у меня игра пару раз вывалилась на рабочий стол и выводила что-то непонятное вместо текста. У других журналистов тоже всякое случалось: у кого-то игра путала нужную для определенной операции валюту (например, очки веры вместо денег), кто-то вылетал из игры при попытке закончить войну, настояв на своих требованиях… в общем, да, альфа-версия во всей красе.

Что такое Crusader Kings 3 и как она играется?

Crusader Kings 3 — это глобальная реалтаймовая стратегия с возможностью поставить все на паузу (очень, замечу, полезной возможностью) и спокойно обдумать сложившуюся обстановку. Сеттинг — Средневековье, а основная задача заключается не столько в присоединении к своему государству как можно большего количества территорий, сколько в создании мощной и прочной правящей династии.

Для этого в ход идет все, что только можно придумать: можно выдать дочь замуж за могущественного правителя в попытке создать династический альянс, шантажировать и тихо устранять неугодных. Ну, и масштабные военные конфликты тоже никто не отменял.

В этой игре в любой момент может случиться какое-нибудь событие, которое заставит вас в спешке пересматривать ближайшие планы. Архиепископ подбросил денег, собранных с прихожан? Отлично, можно построить рынок в селе на год раньше. В округе шатается охочий до битв рыцарь и вызывает всех подряд на дуэль? Одолейте его, и симпатии ваших подданных вас приятно удивят. Ваш сын сожрал отравленное яблоко и теперь лежит при смерти? Можете попытаться нанять хорошего лекаря, да вот только не факт, что этот самый лекарь вам поможет. Средневековье же!

Ваша роль во всем этом бардаке — правитель отдельно взятой территории. Это не просто портрет в рамке в углу экрана, а полноценная личность. У правителя есть свой набор навыков, перки и взгляды на жизнь, предпочтения — и это все нужно принимать во внимание. Скажем, похотливого короля вряд ли оценят католики, у которых похоть считается грехом. А королю уродливому будет сложно поддерживать популярность у народа и отношения со своими вассалами и соседями. При этом однозначно плохих и однозначно хороших перков в игре мало, у большинства — двойственная натура. Например, жадность вроде бы и отрицательный перк, но жадный герой сможет собирать больше налогов. Слишком храбрый и наглый персонаж будет хорош в бою, но и шанс умереть на поле битвы у него тоже будет выше, чем у всех остальных.

Еще персонаж может словить меланхолию, чуму, потерять руку, ногу или глаз или переспать с женой своего вассала и обзавестись бастардом. Возможностей — море, только, чтобы увидеть их все, предстоит сыграть далеко не один десяток партий.

Впрочем, править в одиночку у вас не выйдет при всем желании — разве что вы не против быть королем острова в десять квадратных километров где-нибудь на задворках цивилизации. Чтобы эффективно управлять своим королевством, нужны советники и вассалы. Первые — для решения определенных вопросов (шпионаж, религия, войны), вторые — для управления регионами. При этом вассалы не будут вам абсолютно верны в любом случае. Если у вас плохие отношения, они могут объявить вам войну. А если ваш персонаж погиб, вассалы и вовсе могут забрать себе ту территорию, где вы правили, и объявить ее независимым государством.

Поэтому следует как можно быстрее объединять области в графства, из которых в свою очередь можно создавать королевства, которые потом становятся фундаментом для империй. Это, конечно, процесс не быстрый, зато так будет куда меньше нервотрепки и вопросов «а не смоется ли этот вассал после моей смерти?».

А чтобы земли объединять под своим знаменем, их нужно захватывать. Способы, опять же, разные. Вы можете попросить у своего тайных дел мастера, чтобы он убил короля-оппонента, чтобы затем быстренько сосватать убитую горем вдову за своего сына и тихо-мирно прибрать себе к рукам новые земли. Можете сделать соседа своим вассалом — с помощью угроз и сильной армии или же через подарки и добрососедское отношение.

Наконец, конкурента можно попросту завоевать, причем Crusader Kings 3 предлагает огромный выбор причин для начала конфликта. Если у вашего правителя (или у одного из вассалов или гостей двора) есть претензии на титул, относящиеся к нужной вам территории, можно объявить войну за титул. Ваш сосед мусульманин, а вы католик? Срочно собирайтесь на священную войну. Можно, в конце концов, просто сказать «ты мне не нравишься» и пойти войной на кого угодно, лишь бы формальный повод был.

В перерывах между военными действиями можно совершать набеги на соседей (денег много не бывает), улучшать города и деревни на своей территории, а также внимательно следить за своим семейством. Детей — учить нужным навыкам, взрослым — подыскивать перспективных партнеров, а слишком неудобных и наглых — тихонько устранять, пока они не стали проблемой.

В чем отличия от предыдущей части?

Несмотря на то, что вторая и третья части Crusader Kings друг на друга очень похожи, различий между ними все равно хватает. К примеру, территории теперь захватываются путем взятия одного укрепленного района — вам не нужно осаждать каждое мелкое баронство по отдельности. На территории каждого из участков баронства можно построить ограниченное количество зданий — к счастью, фортификации считаются отдельно.

У главного героя теперь есть возможность выбрать себе одно из пяти деревьев с навыками, в которых он будет совершенствоваться, — каждое из них фокусируется на каком-то одном параметре (военное дело, экономика и так далее). И чем дальше вы прокачиваетесь, тем более полезные навыки получаете. Кстати, теперь у каждого персонажа есть свой трехмерный портрет, причем внешность можно кастомизировать по своему желанию — сделать нужную прическу, покрасить в ярко-рыжий или нарядить в другую одежду.

Ваши армии в Crusader Kings 3 теперь сразу появляются на точке сбора вместо того, чтобы сбегаться со всей страны в реальном времени. При этом вы можете назначать сразу несколько точек сбора и выбирать, как войска будут распределяться, — пойдут они все к одному флангу или будут равномерно распределяться между ними. В отличии от второй части, в третьей у вас ограниченное количество войск, которые вы набираете отдельно, а не с помощью рекрутов. Скажем, хотите иметь легкую кавалерию? Пожалуйста — платите деньги, ждите, пока кавалеристы натренируются, и забирайте в армию. Только особенно большими эти отряды не будут.

Также в каждой армии в Crusader Kings 3 есть рыцари — элитные воины и члены вашего королевского двора. Их могут ранить, покалечить или убить в бою, поэтому следует внимательно следить за их перками и особенностями.

Изучение новых технологий все также завязано на показателе «познание», так что чем глупее ваш лидер, тем медленнее вы будете становиться продвинутой нацией. Однако здесь вы можете выбрать, на какой конкретно технологии хотите сфокусироваться — и та откроется быстрее, чем остальные.

Изменился и подход к тайным делам. Во-первых, теперь вы можете проворачивать только одну схему каждого типа за раз — то есть убить сразу двух неугодных персонажей не выйдет. Во-вторых, с помощью особых событий вы можете повысить — или понизить — шанс успеха мероприятия. В-третьих, для воздействия на других персонажей теперь можно использовать не только их секреты, но и «зацепки» (hooks) — они ограничены по времени и даются за разные дипломатические действия вроде освобождения кого-либо из заточения.

Если вы волнуетесь, что на старте в Crusader Kings 3 будет слишком мало контента по сравнению со второй частью и всеми DLC для нее (а их там очень много!), расслабьтесь. Уже с релиза игрокам будут доступны территории от Ирландии и Северной Африки до Китая (точнее, до Тибета) и Индии включительно, под свой контроль сразу же можно будет брать представителей всех известных религий, от мусульман до даосистов. Правда, республики и теократии (как Ватикан) на старте все так же будут неиграбельными, однако есть надежда, что в DLC это поправят. А если не поправят, то соответствующие моды вряд ли заставят себя долго ждать.

Кроме того, на старте вам будут доступны все религиозные возможности из второй части — например, вы сможете создать собственную религию (точнее, реформировать существующую). Главное, чтобы очков веры хватило.

Морских сражений в игре как таковых не будет — по крайней мере, на старте. Впрочем, как оно будет после запуска, пока что тоже неясно — авторы пока даже не думают над дополнениями, они вовсю заняты доведением игры до ума.

Ради чего в Crusader Kings 3 стоит играть?

Crusader Kings — игра довольно своеобразная, но весьма увлекательная. Многие видят в ней не столько стратегию «игры престолов», сколько кладезь забавных и безумных моментов вроде «мой король сошел с ума, назначил своим советником коня и теперь жует овес в попытках вылечиться от чумы». Третья часть в этом плане, скорее всего, будет не менее изобретательной, чем ее предшественницы.

Скажем, во время альфы один из журналистов интереса ради создал собственную религию с догматами «нудизм», «совокупления» и «полиамория», максимально извратив библейский посыл «плодитесь и размножайтесь». И это сработало: его страна охотно приняла эту религию, а отпущенные на свободу заключенные (которые поневоле тоже приняли новое «крещение») стали активно распространять эту ересь в других странах. Результатом стала самая большая в мире средневековая оргия. Полагаю, что будь это игра по вселенной Warhammer, то Слаанеш одобрила бы такую дичь.

Не хотите ударяться в безумие? Пожалуйста, играйте как полагается. То есть тщательно планируя все свои действия, загадывая на десять ходов вперед и размышляя, кого из соседей разгромить первым, а кого оставить на «потом» или вообще сделать вассалом. Возможностей в этой игре огромное множество.

Еще стоит вспомнить про модификации. Crusader Kings 2 можно превратить как в настоящий балаган, заменив всех лидеров на анимешных персонажей и поставив моды на совершенно безумные события, так и превратить в еще более серьезную и историческую игру. Нет желания уходить в крайности? Можно превратить историю о Средневековье в историю из мира Семи королевств Джорджа Мартина — да, есть огромный мод-конверсия, предлагающий вам лично написать концовку «Игры престолов». Не нравится «Игра престолов»? Что ж, вы можете отправиться в мир «Властелина колец», если желаете. Или превратить Crusader Kings 2 в стратегию по The Elder Scrolls, к примеру. На старте Crusader Kings 3 этого всего великолепия, конечно, не будет — однако вряд ли ждать придется прямо уж долго.

И не забывайте про мультиплеер! Во второй части это был один из лучших генераторов историй — что серьезных, что забавных, — и нет причин полагать, что в третьей части что-то изменится. Правда, как он будет работать, не могу сказать — авторы очень просили его не включать, чтобы игра случайно не открыла портал в Ад и не призвала что-нибудь нехорошее.

Crusader Kings 3 выйдет на PC 1 сентября 2020 года.

Отложить