Впечатления от сериала «Фандорин. Азазель»: зародыш великого сыщика, царь в худи и неровный лор
На «Кинопоиске» с 19 января начал выходить сериал «Фандорин. Азазель», основанный на произведении современного классика Бориса Акунина. Шесть эпизодов охватят первое дело сыщика Эраста Фандорина, только с одним важным изменением — действие теперь происходит в альтернативном 2023 году. Автор «Канобу» Мари Григорян посмотрела первые две серии и рассказывает, чем затягивает новая интерпретация известной истории.
«Фандорин. Азазель» (сериал, 2023)
1 сезон
Жанр: детектив, драма
Режиссёр: Нурбек Эген
В ролях: Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин
Где смотреть? «Кинопоиск»
О чем мини-сериал «Фандорин. Азазель»
В общих чертах «Фандорин. Азазель» повторяет одноименный роман Бориса Акунина — первый в серии книг о Фандорине. Только действие перенесено в 2023 год, в альтернативную Россию. Переворота не произошло, советской власти не было, у престола всё ещё Романов — император Николай III (Максим Матвеев).
В Петербурге происходит странное самоубийство. Погибший якобы пытался застрелиться в разных уголках города, прежде чем наконец завершить попытку в одном из парков. Почти в то же время на экскурсионном катере умирает еще один мужчина. Молодой сыщик Фандорин (Владислав Тирон) подозревает, что между этими событиями есть связь.
В поисках свидетелей он знакомится с княгиней Елизаветой фон Эверт-Колокольцевой (Мила Ершова). Авантюрная молодая девушка с радостью помогает Фандорину в расследовании и просит держать её в курсе всех новостей. Сыщик очень быстро понимает, что все происходящее разными путями сходится к одной личности — певице Амалии Бежецкой (Милена Радулович). От нее без ума не только всё светское общество Петербурга, но и сам император. А вот как и почему Амалия связана с погибшим, ему еще предстоит выяснить.
Тем более, что дело гораздо глубже и сложнее, чем кажется. Фандорин вот-вот наступит на пятки таинственному обществу «Азазель», плетущему интриги в тени Империи.
Плюсы
Версия Фандорина, за которой интересно наблюдать
Помимо того, что действие «Азазеля» теперь происходит в современности, есть ещё один важный нюанс. Зрителю представляют совсем иного Эраста Фандорина: молодого и неопытного, тревожного и дерганого, без развитых социальных навыков. От сыщика из романов, а тем более — привычных зрителям экранизаций, осталось мало. По крайней мере, так кажется поначалу.
С версией Владислава Тирона любовь может случиться далеко не сразу — понадобится не одна серия, а минимум две. Но принципиально новый образ Фандорина имеет смысл.
Сыгравший в «Азазеле» 2002 года Илья Носков был начинающим актером, еще не примелькавшимся на экране — как и Тирон, который до этого не появлялся в главных ролях. Дальше были более известные версии Егора Бероева («Турецкий гамбит») и Олега Меньшикова («Статский советник»). Пожалуй, во всех них было больше обаяния, уверенности и твердости характера, чем у малыша-Фандорина в новом сериале.
Но в процессе просмотра невольно замечаешь, что Тирон становится всё убедительнее с каждым кадром. Вот он расправляет плечи в своем эффектном наряде на вечеринке у Амалии, вот увлеченно пересказывает одному из фигурантов дела свою теорию. Чем больше Фандорин погружается в свою стихию, — собственно, расследование преступления, — тем больше у него горят глаза. Да, это не тот статный образ, к которому могли привыкнуть поклонники Акунина — но тем интереснее смотреть на то, как он развивается.
Крутые кастинговые решения
Если к Тирону поначалу нужно привыкнуть, то остальные действующие лица в «Азазеле» западают в душу практически сразу. Мила Ершова из «Трудных подростков» вывела героиню за рамки обычной «девушки главного героя». Актриса и энтузиазм по поводу дела отыгрывает идеально, и вытягивает взаимодействие с тревожным и неловким Фандориным в действительно трогательную симпатию. У Максима Матвеева получился трагичный и непривычно мягкий образ императора, особенно удивительный после условного «Триггер». Милене Радулович в первых двух эпизодах не дают особо разгуляться, но для образа роковой женщины она тоже делает вполне достаточно.
Особенно в касте выделяется Артём Быстров, из которого вышел отличный Зуров — харизматичный, азартный, в меру сумасшедший. Стоит дождаться второй серии хотя бы ради сцены в казино, где герои знакомятся и находят друг в друге общую бешеную жилку.
Ниточки между реальностями
Удивительно, но не хочется слишком заострять внимание на том, как «Азазель» невольно отсылается к нашей действительности. Начало проекта выглядит хорошо, и было бы очень жаль увидеть его в зацензуренном виде (или не увидеть вообще). Но для истории хочется зафиксировать: местами линия Николая III становится болезненно актуальной, в репликах звучит фраза «миротворческая миссия», а взволнованные герои коротко спорят о внешней политике Российской империи. Причем в сюжет это встроено очень лаконично и уместно.
В остальном отсылки-заигрывания с тем, как сложилась реальная история России — не более, чем шутки. Во второй серии есть отличный гэг о мавзолее Ленина, а сцены с коммуной вообще неожиданно попали в самый разгар споров о полиамории в твиттере. Пусть это попадет в очень узкую аудиторию, но перекликание с нашим миром все равно делает «Азазеля» более живым, дерзким, весёлым.
Особенно славно современный настрой сочетается с элементами старомодности, без которых поиски Фандорина просто лишились бы своей атмосферы. Часто ли вы с друзьями играете в фанты? Предположим, что не очень — но занятие более чем подходящее для светских приёмов XIX века. А именно в нём происходило действие романа Акунина.
Минусы
Будущее туманно
По первости сочетание Российской империи и технологического прогресса кажется крутой, а общая атмосфера походит на знаменитый BioShock Infinite. Но уже позже, в деталях, реализация начинает несколько смущать — полицейской техникой с интерфейсом на уровне третьей части Heroes of Might and Magic, допотопными роботами-патрулирующими в парках, загадочной машиной с ИИ под названием «Мёбиус», которая должна предсказывать будущие преступления.
Со временем замысел авторов как будто размывается: так и не ясно, где именно находится Фандорин. То ли прекрасная высокотехнологичная Россия будущего, то ли просто наша реальность, но с парой необычных гаджетов.
К предыстории местной вселенной тоже есть вопросы. Чуть более подробное описание сеттинга есть в специальном материале «Кинопоиска», но вот в самом сериале всё довольно обтекаемо. Что именно изменилось в истории Российской империи — Февральская или Октябрьская революция? Как устроена новая конституционная монархия (по крайней мере, таковой она выглядит)?
Любопытно, наконец, неужели за столько десятилетий царский строй ни разу не пошатнулся? Хотя для последнего есть огромный потенциал раскрытия в «Статском советнике», если отечественная индустрия дойдет до новой экранизации.
Первую серию нужно пережить
Экспозиция в «Азазеле» вроде бы сделана просто и доступно, без инфодампа (от англ. dump — вываливать, буквально «вываливание информации»), которым часто грешат отечественные фантастические сериалы. Но вся первая серия кажется немного неловкой, переваливаясь с одной сюжетной кочки на другую. Учитывая, что на «Кинопоиске» пока вышел только первый эпизод, зрителям придется потерпеть. Ведь в первый час Фандорин раскрывается медленно, а колесо интригующего сюжета за авторством Акунина раскручивается довольно тяжело.
Смотреть ли дальше: да — ради раскрытия интересной идеи
Как и многие рисковые оригинальные проекты «Кинопоиска», «Азазель» далеко не идеален. Временами ворлдбилдинг кажется неуклюжим, актерская игра, особенно эпизодическая, не всегда попадает в цель. Хотя отдельные сцены в сериале сняты отлично, монтаж убивает шутки (например, про Ленина), постоянно сбивает фокус с происходящего и не дает, что называется, «следить за руками». А для умной детективной истории это очень важно — у зрителя должно быть чёткое понимание происходящего и возможность разгадать загадку самому, хоть немного.
Но уже во втором эпизоде минусы постепенно отходят на второй план, а за переложением известной истории следить действительно интересно. Повторюсь — просто дождитесь казино! Фандорин обязательно войдет в модус сыщика, таинственные персонажи напустят тумана, к линия императора (возможно) взойдет до уровня политического триллера. Так что у «Азазеля» всё впереди.