Впечатления от «Основания»: экранизации самой важной серии фантастических книг после «Дюны»
О книжном цикле Айзека Азимова
«Основание» (Foundation) (в других переводах — «Академия», «Фонд», «Фундамент») — цикл из семи романов Азимова, первый из которых вышел в 1942 году. В 1966 году оригинальная трилогия удостоилась звания «Лучшей фантастической серии всех времен» по версии премии «Хьюго», опередив, например, «Властелина колец». Примечательно, что в том же году победителем в категории «Лучший роман» стала «Дюна» Фрэнка Герберта — книга, которую называют «ответом Герберта на трилогию Азимова».
Изначально Азимов собирался остановится на трилогии, но долгие годы просьб со стороны фанатов, издательства и редакторов заставили его пересмотреть решение. Спустя тридцать лет писатель представил сначала две книги-продолжения, а затем и два приквела к оригинальной истории. В итоге «Основание» стало частью огромного цикла, в котором Азимов связал его с другими своими работами — книжными сериями «Галактическая империя» и «Детектив Элайдж Бейли». Так сложилась «Вселенная Основания», связанная рядом общих персонажей и событий. В неё входит полтора десятка романов и несколько десятков рассказов, плюс после смерти самого Азимова несколько писателей-фантастов дополнили историю ещё одной трилогией.
Источником вдохновения послужила «История упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона, написанная в 1776 году. Именно там Азимов взял идею огромного могущественного государства, на фоне гибели которого происходят основные события. Стоит отметить, что цикл «Основания» практически лишён какого-либо экшена — даже военные действия в книге описываются пунктирно, часто остаются «за кадром» и идут фоном для философской полемики о более выгодном пути развития человеческой цивилизации.
За экранизацию «Основания» берутся уже не в первый раз. К примеру, в 1998 году New Line Cinema (NLC) планировала экранизировать трилогию: NLC потратила полтора миллиона долларов на разработку трилогии фильмов, что ни к чему не привело. В итоге студия занялась экранизацией «Властелина колец».
Вторая попытка произошла в 2008 году, когда соучредители NLC Боб Шэй и Майкл Линн покинули компанию с правами на экранизацию — сначала фильм снимать должна была Warner Bros., затем, в 2009 году, права на съемки перекупила Columbia Pictures, планировавшие позвать на пост режиссера Роланда Эммериха («День независимости»). В 2014 году права выкупил телеканал HBO. В итоге после долгих блужданий права отошли к Apple, которая в 2018 году и заказала производство шоу.
Сюжет
Гэри Селдон (Джаред Харрис, Легасов из «Чернобыля» от HBO и Андерсон Доус из «Пространства»), гениальный учёный, приходит к выводу о скором и неизбежном коллапсе Галактической империи — за что получает прозвище «Селдон-Ворон», предвестник неудач. Используя математику и собственную науку психоисторию (науку, которая с помощью математики и психологии исследовала происходящие в обществе процессы и благодаря этому позволяла предсказывать будущее), Селдон разрабатывает «тысячелетний план», при котором 30-тысячелетний период варварства после конца Империи можно будет сократить до одного тысячелетия.
С помощью прибывшего на планету-столицу Трантор ученого по имени Гааль Дорник (в сериале ее играет начинающая актриса Лу Лобелл) Селдон надеется создать организацию под названием Основание Энциклопедистов — сообщество учёных, которые, по его плану, должны сохранить все человеческие знания для грядущих поколений.
В результате конфронтации с правительством Империи люди Селдона оказываются вынуждены переехать на отдалённую планету Терминус. Как выясняется чуть позже, Гэри того и добивался, рассчитав все действия правительства с помощью психоистории. Сам Селдон остается на Транторе.
Спустя пятьдесят лет после основания колонии на Терминусе жители планеты узнают об истинном Плане Селдона. Он заключается в создании плацдарма — ядра для формирования Второй Империи. Для того, чтобы План был успешно реализован, жителям Терминуса необходимо пройти через серьёзные кризисы. Первым становится попытка королевства Анакреон аннексировать Терминус, надавив на слабых учёных-энциклопедистов. Мэру столицы планеты, Сальвор Хардин (в сериале Хардин женщина, и ее играет Лиа Харви), приходится искать ключи к спасению Основания от внешней агрессии.
Плюс: харизматичные актёры и расширение вселенной цикла
Три показанные серии позволяют зрителям насладиться актерской игрой как минимум двух человек — Джареда Харриса и Ли Пейса (играет среднего клона-императора, снимался в ролях Ронана Обвинителя в «Стражах Галактики» и Трандуила в «Хоббите»).
История про трёх клонов-императоров придумана специально для сериала — в книжном цикле ничего похожего не было. Там Империей правила кучка аристократов от лица малолетнего императора, сама же имперская династия вырождалась и деградировала (что было важной причиной коллапса). Императору в книгах почти не уделяли времени, однако в сериале у троицы есть своя сюжетная линия.
У шоураннера «Основания», Дэвида С. Гойера (сценарист фильмов «Блэйд», «Бэтмен против Супермена» и «Терминатор: Тёмные судьбы»), государством управляет триумвират. Все три императора — «слепки» разного возраста, сделанные с личности императора Клеона I. Младшего зовут Рассвет (Купер Картер в первой и второй сериях, с третьей серии его играет Кассиан Билтон), среднего — День, и старшего Закат (Терренс Манн). Правитель среди них фактически один, День — Рассвет лишь постигает науку управления страной, а Закат выступает в роли советника.
Посвящённая клонам сюжетная линия разворачивается вокруг Дня, который вышел весьма неоднозначным персонажем. Он скор на расправу, импульсивен и агрессивен — вместе с тем сериал показывает, что День старается работать на благо Империи, пусть и весьма жестокими методами.
Минусы: странные отличия от первоисточника и проблемы с мироустройством
«Основание» ощущается как очень странный фанфик, который пытаются превратить в новую «Игру престолов» — только в космосе. Закулисные диалоги и заговоры, масштабные боевые действия, даже постельные сцены присутствуют (правда, без обнаженки в кадре). Непонятно только, зачем все это делали под названием «Основание». У сериала очень много переписанных или вовсе созданных с нуля сюжетных линий — так не проще было сделать полностью оригинальный проект, не опирающийся на творчество Азимова?
В книге Гааль Дорник был мужчиной, пусть и живущим на периферии Империи, но всё равно бывшим человеком цивилизованным и обученным. В сериале Дорник — девушка, и живет она в мире, один вид и обычаи которого перечеркивают фразу Азимова о том, что «в те времена оторванных от цивилизации мест уже не существовало». Дело в том, что этот мир полон религиозных фанатиков, которые пытаются запретить абсолютно все знания и технологии, а учёных считают еретиками и топят в океане.
В реальность показанного перестаёшь верить сразу же — с чего бы Дорник в таких условиях вообще стала гением математики? Как она ухитрилась выиграть имперский математический конкурс, как скрывала свои занятия от соплеменников в крохотной деревушке посреди открытого океана? Ответов на эти вопросы создатели не дают — они просто демонстрируют, как Дорник летит на планету Трантор, столицу Империи, где ее уже ждет Гэри Селдон для работы над неким важным проектом.
Также Дорник добавили некое «шестое чувство» — она узнает о теракте на огромном космическом лифте Трантора ещё до того, как колоссальная башня падает на поверхность планеты, оставляя на теле огромного экуменополиса безобразный шрам.
Сюжет с терактом — нововведение авторов сериала. Как и в случае с клонами-императорами, в книге ничего подобного не было. Сценаристы телевизионного «Основания» взяли для этого конфликта королевства Периферии, которые по книге образовались только после отлета Академиков с Трантора, и вставили их в сериал на пятьдесят лет раньше. Благодаря этому в первых двух сериях появились экшен-сцены (падение космического лифта и уничтожение бунтующих планет силами Галактического флота). Однако теперь неясно, как авторы будут выкручиваться в случае с Первым Селдоновским кризисом. В книге им угрожало королевство Анакреон, здесь же планета анакреонцев уже фактически выжжена силами Империи — кто будет нападать на Терминус?
Все эти изменения позволили показать несколько экшен-сцен, которых не было в оригинале. Демонстрация выжигания двух планет силами космического флота впечатляет, но сцену постоянно перебивают вставками с судилища на Транторе. Сцен полноценных баталий — между армиями или космическими кораблями — в сериале пока нет.
Странности мироустройства тоже вызывают вопросы. На Транторе действует тот же религиозный культ, что и на планете Дорник? Но как, если он отрицает технологии и науку? Как работают гиперпространственные двигатели в сериале? Военные корабли прыгают между мирами как им заблагорассудится, команда же Селдона добиралась до Терминуса два с половиной года, попутно учась стирать белье руками. Можно сказать, что это был замысел самого Гэри, чтобы люди привыкли к суровым условиям далекой планеты — но, черт возьми, он же знал, куда именно их отправят в ссылку!
Все это, как и в случае с родным миром Гааль, сильно бьет по восприятию написанного авторами мира. Постоянно находятся какие-то небольшие нестыковки, из-за которых поверить в реальность происходящего очень сложно. А для некоторых сцен и вовсе приходится выдумывать оправдания, без которых они не работают.
Смотреть ли дальше?
Если вы ждете того, что авторы экранизации «Основания» пойдут по пути Дени Вильнёва с его «Дюной» и будут снимать, чуть ли не цитируя книгу, то стартовые три серии вас разочаруют. Творение Вильнёва удалось потому, что авторы неотступно следуют за оригинальным текстом, бережно перенося на экран все ключевые моменты оригинала. «Основание» берет из литературной основы только главную сюжетную линию, а все детали, события и характеры персонажей меняются по усмотрению сценаристов. Фанатам вселенной такое отношение к первоисточнику вряд ли понравится.
Если вы готовы уделить время сериалу «по мотивам», который лишь заимствует центральную идею книги и на ее основе создает что-то свое, то «Основание» имеет смысл смотреть. Это красивый сериал, в котором авторы регулярно выдают классные кадры (вид на Трантор с орбиты или крушение космического лифта), а за хитросплетением сюжетных линий всё-таки интересно смотреть. Даже тем, кто читал книгу — слишком много отличий и нововведений в сериале, чтобы можно было предсказать дальнейшие события.