24 февраля 2023Кино
Обновлено 24.02.2023

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение - изображение обложка

На прошлой неделе состоялась премьера «Квантомании» — третьего фильма из серии Marvel о Человеке-муравье и Осе. Кинокомикс получил второй самый низкий рейтинг кинокритиков на агрегаторе Rotten Tomatoes за всю историю киновселенной Marvel — сейчас он составляет всего 49%, опережая только «Вечных». Но ситуация с кассовыми сборами значительно лучше — «Квантомания» заработала в прокате 357 млн долларов за первый уикэнд, что, например, больше, чем у четвёртого «Тора» . К тому же, несмотря на критику, продюсер ленты Стивен Бруссар уже обмолвился, что работает над четвёртой частью.

Но настолько ли плоха «Квантомания», насколько её невзлюбили критики, называющие кинокомикс скучным, клишированным и вторичным? Автору «Канобу» Александру Морозову удалось посмотреть фильм, не вышедший в России в официальный прокат, чтобы поделиться впечатлениями.

Сюжет

События «Квантомании» разворачиваются спустя несколько месяцев после фильма «Мстители: Финал». Скотт Лэнг (Пол Радд) оставил супергеройский костюм на вешалке и сфокусировался на написании мемуаров. Этому явно не рада дочь Человека-муравья — повзрослевшая Кэсси (Кэтрин Ньютон). Кэсси выросла в прогрессивную активистку, озабоченную социальными проблемами Земли в эпоху пост-щелчка, за что она то и дело оказывается в полицейском участке.

Помимо политической деятельности, Кэсси не на шутку увлеклась технологиями: собирает в подвале дома передатчик для связи с квантовыми миром, который случайно затягивает Скотта, Хоуп (Эванджелин Лилли), Хэнка Пима (Майкл Дуглас) и Джанет ван Дайн (Мишель Пфайффер).

Квантовый мир оказывается обитаемым. На его просторах гуляют не только враждебные монстры, но и разумные создания разных рас и видов, построившие в микромире свою цивилизацию. Сознательные обитатели этой реальности не первый год сражаются за свободу с Кангом-завоевателем (Джонатан Мейджорс) — могущественным злодеем, способным повелевать временем и бороздить мультивселенные.

Главные плюсы: Канг-завоеватель и квантовый мир

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение - фото 1

У «Квантомании» действительно хватает недочётов, но о них позже. Фильм хочется хвалить больше двух предыдущих частей о похождениях Муравья и компании по двум главным причинам: харизматичный злодей Канг-завоеватель, блестяще сыгранный Джонатоном Мейджорсом, и пёстрый квантовый мир.

В качестве нового сценариста серии Marvel привлекли Джеффа Лавнесса — раньше он писал эпизоды сериалов «Офис» (The Office / USA) и «Рик и Морти» (Rick and Morty). И хотя до безумного креатива любого фантастического мира из «Рика и Морти» квантовой вселенной Marvel не дотянуться, у неё получается захватить внимание обилием забавных деталей и дизайном.

Здесь есть и разумные брокколи, и ходячие биомеханические дома-организмы, и слизеподобные, любопытные к человеческим отверстиям, гуманоиды, и элементы ретрофутуризма. А ещё — живописные песчаные пейзажи в духе «Звездных войн». В мира «Квантомании» хорошая почва для приключений, а в моменты провисания сюжета визуал не даёт повода заскучать и достать телефон из кармана.

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение - фото 2

Но главное сценарное достоинство фильма — Канг-завоеватель, дебютировавший в сериале «Локи» (Loki). В «Квантомании» Канг – учёный из будущего, повелитель времени и поработитель мультивселенной смог закрепиться как центральный противник «Мстителей» в пятой и шестой фазе. Он – действительно стоящая замена Таносу. Во-первых, по могуществу и интеллекту. Если Танос стирал планеты и галактики, то Канг в стремлении контролировать время замахивается на множественные реальности мультивселенной.

Во-вторых, Канг не уступает Таносу и в эффектности образа. Джонатан Мейджорс сыграл многоликого и непредсказуемого психопата и манипулятора. Он одинаково убедительно смотрится и в моменты, когда персонаж прибегает к тонкой дипломатии или излучает вселенскую тоску одним взглядом, и в сценах, где Канг взрывается гневом и берётся за старое-доброе ультранасилие.

После череды спорных фильмов будущее франшизы всё больше тревожит зрителей и поклонников, но можно быть уверенным в том, что харизматичный и обоснованно могучий злодей станет украшением будущих частей киновселенной и с успехом будет «красть шоу» о супергероев.

Нереализованный потенциал

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение - фото 3

Вся серия о Человеке-муравье — история о нереализованном потенциале. Когда-то первую часть должен был снять Эдгар Райт, но он оставил режиссёрское кресло из-за творческих разногласий, а сценарий претерпел изменения. В результате в кинокомиксе и близко не было того драйва, ритмичности и самобытного стиля, которыми славится постановщик фильмов «Зомби по имени Шон» и «Скотт Пилигрим против всех».

«Квантоманию» писал Лавнесс, набивший руку в эксцентричном юморе на грани фола и за гранью кринжа во время работы над вышеупомянутыми «Офисом» и «Риком и Морти». Влияние последнего заметно не только в увлекательном фантастическом сеттинге, но и в двойниках-Лэнгах, и особенно — в сценах с МОДОКом. Это биомеханический приспешник Канга с гигантской головой, внешне похожий на Шалтая-Болтая, который появляется в сюжете так же внезапно и нелепо, как и выводится из него – погибая в комичной и нетипично для Marvel кринжовой и мерзкой сцене.

Воспринимать этого персонажа и его скомканную арку можно по-разному, но такая эксцентричность героя, производящая чувство, будто ты смотришь фильм категории B, — большая редкость для Marvel. Обычно просмотр фильмов КВМ не сопровождается приятными удивлениями – каждая лента следует безопасной, строгой формуле, предлагает зрителю нечто легко узнаваемое и воспринимаемое. Здесь же чувствовалось желание создателей отойти от пресловутых конвенций. Но странный персонаж МОДОК — пожалуй, единственное в «Квантомании», что могло бы стать мемом, а это показатель того, насколько типично для франшизы выглядят все остальные элементы фильма: плотный, но приевшийся юмор, шаблонные сетписы (даром что корабль не падал!) и слепленная для галочки драматическая линия. «Квантомания» по итогу получилась очередным грустным напоминанием о том, насколько Marvel скептично относятся к экспериментам, часто упуская возможности сделать нечто нестандартное.

Ведь где-то в мультивселенной из первого «Человека-муравья» могла бы получиться драйвовая райтовская экшн-комедия, напичканная визуальным юмором и высмеиванием жанровых штампов. А третья часть могла бы больше походить на того же «Рика и Морти» — не «чернушностью», конечно, но хотя бы сюрреалистичной атмосферой, креативной свободой и стремлением удивлять.

Неудачный драматизм

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение - фото 4

«Квантомания» пытается быть множеством вещей сразу. Это и приключенческое кино о путешествии в необычный мир, и комедийный боевик, и история о борьбе повстанцев с тираном, и, к сожалению, семейная драма. Два последних элемента истории удались хуже всего. Когда «Квантомания» пытается отойти от лёгкого, комичного духа в пользу пафоса и драматизма, её обаяние начинает рассыпаться – если на экране не присутствуют грустные глаза Канга-завоевателя, конечно же.

Так, в истории тратится некоторое время на то, чтобы познакомить героев с повстанцами и включить их в контекст борьбы с Кангом. В финальной батальной сцене они, разумеется, объединят силы с главными героями и смело выступят против антагониста. Только вот повстанцы до самого конца истории ощущаются блёклой массовкой, и от этого момента эпического объединения хочется только протяжно зевнуть.

Есть в «Квантомании» и линия о конфликте отца и ребёнка: Кэсси разочарована в папе, которого заботит не спасение мира, а своя книга и тихая семейная жизнь, тогда как Скотт волнуется за дочь, постоянно втягивающуюся в опасности. Но и она написана максимально лениво: Человек-муравей становится героем, чтобы спасти дочь, а Кэсси понимает, что нужно беречь не только вселенную, но и нервы отца. Драмы в этой ситуации не хватило бы на серию «Друзей», но подано это с огромным пафосом.

Вердикт

Впечатления от фильма «Человек-муравей и Оса: Квантомания»: красочное, но вторичное приключение - фото 5

Из «Квантомании» получилось обаятельное развлечение. Шуток, красочных пейзажей, актёрской харизмы и экшен-сцен в симпатичном CGI здесь ровно столько, чтобы фильм, как ловкий фокусник, отвлекал внимание от лежащих на поверхности недостатков сюжета.

Но, ровно как и в случае с предыдущими частями и рядом последних фильмов Marvel, трудно представить человека, которому захотелось бы увидеть это дважды — тем более не в 3D. Из-за невнятной структуры, некоторых бесполезных второстепенных персонажей «Квантомания» рассыпается на отдельные развлекательные винтики и, если достаточно долго о ней думать, ощущается недоделанной и вымученной. Так что смотреть это лучше, отключив мозг и плотнее натянув 3D-очки.

Комментарии 35
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
zemlianoi513
zemlianoi513
Краткое мнение по фильму: хороший фильм, среднего уровня. С юмором, стандартным развитием сюжета. В общем, обычный марвеловский фильм, над сюжетом которого сильно заморачивались. Сцены после титров у меня вызвали гораздо больше, чем весь фильм. 4 из 10 в целом