Впечатления от «Душегубов». Очень простой, но захватывающий детектив
Сюжет
В 1984 году в Витебск приезжает старший следователь минской прокуратуры Леонид Ипатьев (Сергей Марин). Ему предстоит расследовать дело об исчезновении инспектора ГАИ и служебного «УАЗика» в местном лесмассиве. В ходе поисков пропавшего сотрудника милиционеры находят тело изнасилованной и задушенной студентки. Ипатьев считает, что ее смерть может быть связана с исчезновением инспектора, и предлагает расследовать оба случая как одно дело.
Дело об убийстве студентки поручено местному следователю Михаилу Шахновичу (Александр Самойленко), который сначала поддерживает минского коллегу, охотно делится с ним материалами и хвалит за озарения при расследовании. Отношения портятся после того, как Ипатьев случайно из архивных материалов узнаёт, что за последние 10 лет в области задушили и изнасиловали 36 женщин, а все эти дела вёл Шахнович… Большую часть дел он успешно «раскрыл»: произошедшее признали самоубийством, либо вину на себя взяли мужья и любовники погибших. Но Ипатьев понимает, что все дела нужно отправлять на доследование из-за несостыковок. Тогда Шахнович решает как можно скорее закрыть дела о пропаже инспектора и убийстве студентки, чтобы Ипатьев вернулся в Минск, ради чего он готов на любые должностные преступления.
В Витебске, у Ипатьева начинается роман с девушкой по имени Ольга (Зоя Бербер), брат которой может быть замешан в убийстве ГАИшника. Но этому в первых эпизодах уделяется совсем мало внимания — равно как и личности маньяка-душителя, которого пока показали лишь в паре коротких флэшбэков. В реальной жизни Михасевича очень долго не могли вычислить, в том числе потому, что он состоял в народной дружине и сам «помогал» расследовать убийства. За его преступления осудили 14 человек, один из которых был приговорён к смертной казни и расстрелян. Задержали убийцу только в 85-м.
Техническое исполнение
Выбрав элементарную формулу противостояния плохого и хорошего следователей, авторы «Душегубов» сумели построить сильное начало сериала без лишних сюжетных линий и провисающих моментов. Каждая сцена — это либо ход Ипатьева, направленный на поимку истинного преступника, либо контратака Шахновича, причем матерый советский служака с развитием сюжета использует всё более грязные приёмы. Центральная дуэль следователей получилась такой яркой и напряженной, что на ее фоне не обращаешь внимание, насколько просто снят и написан этот сериал.
«Душегубы» — в буквальном смысле детектив от НТВ и «милицейский сериал», он не претендует ни на что, кроме рассказывания истории. Сцены в духе «маньяк идет ночью за жертвой» сняты бесхитростно: вот рельсы, вот маньяк, вот жертва… Неподвижная камера, средний план без каких-либо операторских или режиссерских изысков.
С одной стороны, визуальный ряд сериала беднее, чем принято в 2021 году даже на российском телевидении и стриминг-платформах. С другой — в «Душегубах» нет раздражающих звуковых эффектов и цветовых фильтров, как в «За час до рассвета», которыми бы продюсеры искусственно пытались вытянуть картинку на более современный уровень. Нет здесь и стилизации под западные сериалы — и уж тем более под Дэвида Финчера! — как в «Чикатило», на фоне которой общая ограниченность производственных мощностей только сильнее резала бы глаз. Другими словами ничто не мешает получать удовольствие от качественной истории и актёрской работы.
Особенно нужно выделить игру очень фактурного и органичного Самойленко. В первых сериях мы встречаем Шахновича при получении взятки, а расстаемся в момент его временного триумфа (успешного передачи дела в суд) над соперником. Между ними — блестящая актерская трактовка образа беспринципного антигероя, который не тратит время на эмоции и размышления, всегда совершая самое эффективное в условиях всеобщей лжи и коррупции действие. На этом фоне Сергей Марин в роли Ипатьева пока получился бледным. Зато он похож на усатого Генри Кавилла, что придает шоу западного флёра, и участвует в пока что единственной экшен-сцене (драка в ресторане).
Сюжетные достоинства
В противопоставлении взглядов и методов двух следователей нет ничего оригинального или необычного — равно как и в символизме борьбы человека старой советской закалки с носителем более гуманистических взглядов. Это простой механизм, который позволяет зрителю как можно быстрее разобраться, что происходит в сериале и за кого тут нужно болеть. Но, несмотря на всю простоту концепции, уже по первым сериям можно похвалить работу сценаристов.
Во-первых — за подход к теме, который позволяет воспринимать жуткую историю Михасевича как обычный детектив. Сделав главным героем и главным антагонистом следователей, «Душегубы» ушли от смакования подробностей преступлений. При этом сериал внимателен к деталям — в одной из сцен герои просто обсуждают огромный список с именами жертв и причинами смерти, и это пробирает не меньше, чем любая кровь в «Чикатило».
Во-вторых — за то, как ловко все сюжетные линии пока что подключены к теме расследования. То, что каждый персонаж имеет отношение к преступлениям Михасевича, малореалистично. Но зато нам не приходится терпеть любовную сцену только потому, что она «должна быть» в каждом сериале. Если герой «Душегубов» приглашает девушку на свидание в ресторан, то обязательно попытается выведать у нее важную подробность, которая помогла бы ему одержать верх над соперником.
Итог
Начало «Душегубов» — острое противостояние двух характеров, из которых наиболее интересным получился антагонист. Но это нормально: положительного персонажа нужно обязательно сбить с ног, чтобы он мог подняться, отряхнуться и найти способ победить. Ведь реального витебского душителя, несмотря ни на что, в итоге поймали и приговорили к смертной казни. Вопрос в том, сколько препятствий на пути хорошего следователя к истине сумеют придумать сценаристы, и хватит ли у сериала запала, чтобы поддерживать такой градус напряжения оставшиеся 8 серий.