05 февраля 2024Игры

Впечатления от демо-версии Millennia: «Цивилизация» с нюансами

Обложка игры Millennia
Обложка игры Millennia

Серия Civilization от Firaxis Games вот уже не один десяток лет остаётся одной из самых любимых у фанатов пошаговых 4X-стратегий. Неудивительно, что с такой успешной серией неоднократно пытались конкурировать, представляя игры со схожим концептом, но своими особенностями. Причём, как это всегда и бывает, некоторые подражатели в итоге оказываются как минимум ничуть не слабее оригинала, а в каких-то аспектах даже лучше.

Попытку посягнуть на трон «Цивилизации» решили предпринять издательство Paradox Interactive и студия C Prompt Games, основанная ветеранами индустрии. Её сотрудники в разное время работали над Age of Empires 2, Age of Mythology, StarCraft и другими известными играми, а теперь они собрались вместе, чтобы сделать Millennia (2024). Paradox поделилась с прессой небольшой демо-версией, в которой доступно первые 60 ходов и три эпохи развития — а с 5 по 12 февраля в неё сможет сыграть любой желающий. Рассказываем, чего стоит ждать от этой игры.

«Цивилизация» во все поля

Забавно, но в основе своей Millennia настолько похожа на «Цивилизацию», что вам вряд ли даже обучение понадобится.

Базис абсолютно тот же: есть ваша новорождённая страна, пара отрядов дуболомов и неисследованный мир вокруг. Что в таких условиях нужно делать? Правильно! Как можно скорее изучать важные технологии, исследовать мир вокруг и стараться занять самые «вкусные» территории, пока это не сделал кто-то ещё. В общем, начальная стадия игры будет прекрасно знакома всем, кто хотя бы пару раз в своей жизни запускал Civilization.

Отличия начинают проявляться довольно быстро, но понемногу. Первое, и самое главное — у вас нет отдельных юнитов-рабочих. Вместо этого вы улучшаете клетки с ресурсами в радиусе доступности напрямую, что сильно упрощает менеджмент территории. Да и угнать ваших рабочих в плен больше не получится — весьма удобно.

Во-вторых, ваши отряды здесь не ходят поодиночке. Вы можете — и должны! — объединять их в армии, грамотно подбирая юнитов на все случаи жизни. Это сильно упрощает микроменеджмент отрядов, а заодно позволяет творить всякие хитрые комбинации. Плюс ко всему, после боя вам представят обстоятельный отчёт о произошедшем, где вы сможете ознакомиться с причинами победы или поражения. Наконец, если вы только что передвинули юнита и поняли, что крупно накосячили, — по мановению всего одной волшебной кнопки вы можете всё переиграть и походить как надо. Вроде мелочь, а очень приятно

Звучит просто, но на деле — чудовищно полезно. Вы провалили атаку на врага? Откатите ход юнита и попробуйте отойти, дождавшись подкрепление. Вовсе незачем совершать ошибки — особенно если вы уже знаете, что они будут.

Дьявол в деталях

И чем дальше вы зайдёте, тем больше отличий увидите. Например, после вступления во вторую эпоху вам предложат выбор из нескольких путей развития нации — оно тут именуется «национальным духом». Охотники, собиратели, профессиональные военные, строители династий, организаторы Олимпийских игр. Каждый из путей даёт уникальные бонусы, разительно отличающиеся от других. И из таких вот путей (судя по всему) будет состоять вся дальнейшая игра.

Причём с развитием эпох тоже всё интересно. Первые две эпохи идут как обычно, а вот третья может быть нестандартной. Много воюете — добро пожаловать в «кровавую» эпоху. Исследуете и ищете чудеса природы? Вас ждёт эпоха процветания. Если вы не преуспели ни в том, ни в другом, то вам будет доступна только обычная эра. У всех трёх, насколько можно судить по демо-версии, разные особенности, бонусы и негативные моменты… которые, впрочем, всё ещё можно обернуть себе на пользу. Как сильно? Увы, неясно — третья эпоха в демо-версии последняя, а на дальнейшее развитие древа эпох взглянуть не дают.

Ещё одна довольно интересная особенность — Millennia пытается в куда более реалистичную экономическую модель, чем «Цивилизация». И это даже работает, пусть поначалу и кажется жутко перегруженным.

Вот вам пример. Есть у вас рядом с городом карьер с мрамором. Вы можете построить там улучшение и получать бонусы — всё хорошо и работает так, как вы привыкли. А затем вы можете построить специальное улучшение, которое будет перерабатывать этот мрамор (и камни тоже) уже в другой ресурс — и за такую вот цепочку производства вы будете получать куда больше бонусов, чем раньше. И так почти везде. Для вина нужен виноград, для книг — деревья, и так далее. Уже к третьей эпохе у вас будут небольшие, но рабочие цепочки — и страшно даже представить, во что они превратятся к условной эпохе атома.

Хотите больше отличий? Легко! Помимо стандартных очков науки и культуры здесь есть множество иных — например, привязанных к исследованиям, войнам, инженерному делу или дипломатии. И все эти очки дают вам право что-то покупать. Например, за очки военного дела можно быстро лечить армии, которые находятся вдали от ваших границ. А за очки дипломатии рекрутировать послов, взаимодействующих с городами-государствами.

Ещё тут есть возможность изменить государственный строй путём революции (мирной или не очень). И если поначалу выбор у вас не особо богатый, то в более поздних эпохах, надо думать, список будет огромным.

На что авторам стоит обратить внимание

По большей части игровой процесс в Millenia вышел довольно интересным — чего ещё ждать от «Цивилизации»! Но есть всё-таки ряд замечаний.

Во-первых, интерфейс. Он у C Prompt Games вышел, на мой вкус, довольно неудачным. Причём если на основном игровом экране он ещё худо-бедно работает, то вот городской интерфейс получился совсем неудобным. Слишком большие «карточки» зданий, очередь строительства ограничена всего двумя объектами, что превращается в мороку при работе с новообразованными поселениями. Да и расстановка гражданских на гексах производится из отдельного меню, а не просто с карты мира, что тоже не воодушевляет.

Во-вторых, юниты. По какой-то причине у них нет кнопки «автоматическая разведка». И вас буквально каждый ход заставляют вручную прокликивать их дальнейший маршрут следования: игра почему-то не может самостоятельно их отправить дальше после нажатия кнопки «завершение хода». Это неудобно и очень сильно раздражает.

А варвары, кстати, на которых вы обязательно наткнётесь в начале каждой сессии, у разработчиков вышли какими-то совсем бешеными. В «Цивилизациях» они тоже представляли угрозу, особенно с опцией «агрессивные варвары», но они и в подмётки не годятся местным монстрам. Особенно «вождям» — те и в одиночку могут расколотить ваше войско из пары отрядов дуболомов. А ещё они по какой-то причине иногда просто материализуются из воздуха, даже тогда, когда рядом нет ни единого вражеского лагеря — мистика!

Покритиковать также можно не совсем удачную демонстрацию сражений — она тут представлена небольшим роликом, где стоящие рядом друг с другом отряды увлечённо дубасят друг друга. Спору нет, это совсем не «Цива», но выглядит… странно. И, да, это совсем мелочь, но всё же.

Итог

Повторюсь ещё раз: после 60 ходов сложно вынести какой-то вердикт, кроме как «Ну, эта игра похожа на Civilization, но с нюансами». Оно действительно так и выходит, но прощупать эти самые нюансы получше авторы попросту не разрешают.

Да, вам покажут, что у вас есть производственные цепочки и научат ими пользоваться. Объяснят, что в игре есть разные по типу эры и эпохи, дадут их опробовать, но лишь мельком и под самый конец сессии. Продемонстрируют разнообразие национальных особенностей, но толком не дадут времени, чтобы их испытать. Всё, в чём вы реально сможете убедиться, — это в том, что игра работает. Что в ней действительно куда больше механик, чем может показаться на первый взгляд.

Впрочем, особо фанатам подобного рода игр сейчас выбирать не из чего, поэтому к Millennia определённо стоит присмотреться. Новая Civilization от Firaxis была анонсирована ещё год назад, но о ней до сих пор нет никаких вестей, Humankind от Amplitude развивается очень неспешно (сказывается далеко не самый удачный старт) — и новый игрок вполне может встряхнуть это скучающее болото. Да, есть отличная Age of Wonders 4, которая растёт и развивается, однако многим от игры нужен не только «цивовский» геймплей, но ещё и сеттинг. А в AoW у нас вместо реализма всё-таки магия и прочее фэнтези, что подходит не всем.

В любом случае, демо-версия Millennia уже доступна для загрузки, и вы можете опробовать её лично. А там уж сами решайте — стоит её ждать или нет.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь