Впечатления от «Американской истории преступлений: Импичмент»: как выглядит главный скандал США 90-х
Сюжет и историческая основа
Как и в предыдущих сезонах, сюжет новых эпизодов основан на реальных событиях. «Импичмент» точно воспроизводит реальный скандал с процедурой импичмента Биллу Клинтону (в сериале его играет сильно загримированный Клайв Оуэн). Проект задумывался ещё с 2017 года, но продюсер и сценарист Райан Мёрфи отказывался работать над ним без Моники Левински. Клинтоны никак не прокомментировали выход сериала.
Демократ Билл Клинтон занимал пост президента США два срока – с января 1993 года до января 2001 года. Он был безумно популярным среди американцев, особенно среди темнокожего населения; Клинтон принадлежал рабочему классу, вырос в бедности – в семье-матери-одиночки.
Сериал пересказывает события в нехронологическом порядке. Роман Клинтона и Левински (Бини Фелдштейн) случился в 1995 года, к тому моменту президент США был уже 20 лет женат на своей супруге Хилари. Несмотря на это, в 1995 году он завязал роман с Моникой Левински (Бини Фелдштейн), когда Клинтону было 49 лет. Начало их отношений освещается в «Импичменте»: 25-летняя Левински была стажёркой в Белом доме и периодически видела Клинтона на разных мероприятиях. Вскоре девушка начала общаться с ним лично; президент звонил ей домой, дарил подарки и часто приглашал в Овальный кабинет. В одном из интервью реальная Левински заявляла, что Клинтона отличало «убийственное обаяние».
Однако во время выборов в 1997 году Левински неожиданно перевели на работу в Пентагон. Там она познакомилась с Линдой Трипп (Сара Полсон), которая до Пентагона работала в отделе безопасности Белого дома. Левински случайно рассказывает Трипп о своём романе с Клинтоном, и та эксплуатирует дружбу с неопытной девушкой, выспрашивая у неё подробности.
В том же году Билла Клинтона обвиняют в сексуальных домогательствах к Поле Джонс (Аннали Эшфорд), замужней сотруднице администрации штата Арканзас, губернатором которого Клинтон был суммарно больше 10 лет. С этого момента скандал вокруг президента начинает стремительно набирать обороты, а сенаторы начинают процедуру импичмента.
Плюсы
История глазами женщин
Сценаристы и создатели сериала Райан Мёрфи, Скотт Александер и Ларри Карацевски перевернули историю импичмента. Президент Билл Клинтон оказался далеко не главным героем. На протяжении первого эпизода его почти не показывают, а сюжет построен вокруг образов Линды Трипп, Моники Левински и Полы Джонс. Первая часть серии подробно обрисовывает историю Трипп: коллеги не любили её и называли «опасным товаром», а за много лет работы в Белом доме она накопила множество важных правительственных секретов. В результате после избрания Клинтона Трипп перевели в Пентагон – на работу, которую она ненавидела.
Так же подробно показаны истории ещё двух женщин: Джонс, подавшей в суд на Клинтона по обвинению в сексуальных домогательствах, и терпевшей унижения от прессы, и Левински, которую вынужденно вмешали в этот судебный процесс.
Решение показать скандал Клинтон-Левински именно со стороны пострадавших женщин в 2021 году выглядит логично. Шоураннеры и сценаристы пытаются не просто пересказать события, но сделать подобие исследования характеров — показать, какой была мотивация Трипп (учитывая её горечь, обиду, ненависть к власть имущим и желание отомстить Белому дому); психологическое состояние Левински, которая стала не только героиней заголовков, но и объектом осуждения, насмешек и травли; отчаяние Джонс, которая просто хотела добиться извинений от Клинтона. Исполнительные продюсеры сериала рассказали в интервью, что задались вопросами: почему общество так обошлось с женщинами, связанными с Клинтоном? Почему смеялось над ними, осуждало их или наоборот, потакало?
В реальности Пола Джонс четыре года страдала от судебных тяжб с Клинтоном, и добилась выплаты компенсаций за домогательства, но президент не извинился перед ней и не признал своей вины. Ещё хуже завершилась история Левински. По её словам, медиа не только обвиняли её во лжи, но и преследовали на протяжении многих лет, помешав строить карьеру.
Блестящий актёрский состав
Второй сезон «Американской истории преступлений» отличался прекрасным подбором актёров, а сыгравший убийцу Версаче Даррен Крисс даже получил за неё «Золотой глобус» в 2019 году. Авторы сериала собрали для «Импичмента» не менее впечатляющий каст. Особенно интересно видеть в нём комедийных актёров в неожиданно серьёзных ролях – Аннали Эшфорд, звезду ситкома «Третья положительная» и Тарана Киллэма из Saturday Night Life.
Но главная сила сериала – Бини Фелдштейн и Сара Полсон. В первом сезоне Полсон играла трогательную и вызывающую сочувствие, но при этом стойкую прокуроршу Маршу Кларк, которая настаивала на обвинениях против О. Джея Симпсона. Но в третьем сезоне актриса играет совсем другого персонажа: двуличную женщину, использовавшую историю Левински в своих целях и, по сути, предавшую её. Полсон вызывает откровенное отвращение, воплотив манипулятивную, жёсткую героиню, у которой осталась в жизни всего одна цель – разрушить репутацию всех, кто её окружает.
Фелдштейн – настоящая находка из-за сходства с Левински. Но и талант её в «Импичменте» раскрывается в полной мере: она убедительно играет молодую женщину, чьи мечты о любви разбиваются о реальность. Фелдштейн тоже появлялась в основном в комедиях («Образовании», «Леди Бёрд» и сериале «Чем мы заняты в тени»), но успешно справляется с драматической ролью. В следующих эпизодах её героине предстоит постоять за себя, и Фелдштейн это удастся в полной мере: в первой сцене сериала (флэшфорварде) она жёстко называет Трипп «вероломной тварью».
Минусы
Нелепый грим
Сходство Фелдштейн и Левински играет сериалу на пользу, но остальные актёры не похожи на прототипов своих персонажей. Райан Мёрфи принял странное решение : загримировать их практически до неузнаваемости. Полсон изменили почти всё лицо, Клайву Оуэну помимо седых волос приделали внушительный нос.
Но грим не сделал актёров более похожими на героев истории. Эшфорд из-за искусственного носа выглядит комично и почти издевательски – даже до своей ринопластики Пола Джонс выглядела иначе, менее карикатурно. Полсон легко узнать под тоннами грима из-за своеобразной манеры разговора и мимики. Внешний вид героев в данном случае больше отвлекает от реальности сериала, чем погружает в неё.
А прошлые сезоны вполне обходились без сложного грима и попыток добиться точного совпадения с реальными людьми. Пенелопу Крус не пытались превратить в Донателлу Версаче, Дэвида Швиммера незначительно гримировали для роли Роберта Кардашьяна, как и актёров, сыгравших других членов семьи Кардашьян. До «Импичмента» авторам важно было передать образы, а не внешнее сходство.
Сухое, монотонное и запутанное повествование
Интересный подход к теме не спасает «Импичмент» от его главного минуса – медленного развития событий. Первые эпизоды «Народа против О. Джея Симпсона» и «Убийства Версаче» приковывали к экранам, вызывали желание немедленно посмотреть следующую серию: в них было достаточно саспенса, каждый эпизод содержал отличную затравку на следующий. Побег убийцы Версаче, Эндрю Кьюненена, держал зрителей в напряжении, и весь второй сезон похож на сильный триллер (с увеличенным хронометражем).
Но «Импичмент» не раскрывает кулуарные интриги Белого дома, не фокусируется на работе журналистов и манипуляциях юристов. Первые эпизоды довольно долго и затянуто рассказывают о Левински, которая надеялась возобновить отношения с Клинтоном и вернуться в Белый дом. Это несомненно важно для понимания персонажа, но не помогает вникнуть в историю.
Размеренное повествование не передаёт ощущения затишья перед потрясшей США бурей, которой и стал скандал Клинтон-Левински. Республиканцы, проигравшие на выборах 1997 года, хотели добиться импичмента Клинтону. Действующего президента не только обвиняли в домогательствах, но и судили за лжесвидетельствование по делу Джонс; его образ в глазах американцев буквально раздвоился: с одной стороны, он оставался эффективным президентом, с другой — оказался человеком со скандальной, сложной личной жизнью.
В скандалах вокруг президента было задействовано много людей, и без должной подготовки разобраться во второстепенных персонажах будет сложно. Но сериал не даёт внятного описания консерваторов, которые раскручивали дело Полы Джонс, только мельком показывает замешанных в деле репортёров. Из-за этого зритель вряд ли в полной мере прочувствует, какое количество разных сил было заинтересовано в громком секс-скандале и смещении Клинтона. С темой политических интриг куда лучше справляется «Карточный домик» продюсера Бо Уиллимона, с темой сомнительного сексуального поведения — «Скандал» Шонды Раймс.
Стоит ли смотреть дальше?
«Импичмент» основан на ярком и драматичном эпизоде истории США, и у сезона был потенциал стать захватывающим политическим триллером. Но первые три эпизода не держат аудиторию в должном напряжении, а сжато и беззубо рассказывают одни события, при этом сильно растягивая другие. Не сильно помогает болеть за героев и странный грим, который отвлекает от по-настоящему сильной актёрской игры и грустных историй главных героинь.
Но к концу третьей серии «Импичмент» набирает обороты: подтягивается больше второстепенных персонажей, а разные сюжетные линии начинают сливаться в одну – противостояние Клинтона, парламента и общественности. У сериала ещё есть шанс разогнаться и хотя бы к середине сезона, то есть к пятому эпизоду, заинтересовать зрителей и заставить искренне переживать за своих героев.
Обложка и фото в материале: пресс-служба «Амедиатеки» // FX